Автор Тема: ЦТ А16  (Прочитано 88873 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

alsak

  • Гость
ЦТ А16
« : 19 Сентября 2012, 09:08 »
А16. Вариант 1. На рисунке изображен глаз человека. Если луч АВ пройдет через точку, обозначенную цифрой ..., то у человека дефект зрения — близорукость.
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5.
Ответ: 5.
« Последнее редактирование: 20 Июля 2017, 15:13 от alsak »

alsak

  • Гость
Re: Задача А16
« Ответ #1 : 19 Сентября 2012, 09:14 »
Из сообщений на страницах interneta
Миканович А.В., Силенков М.А. Агрессивное невежество или дешёвый пиар или
Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?
Цитировать
Замечание репетитора 1.
"… эта задача не соответствует программе вступительных экзаменов в вузы, так как в ней отсутствует какое-либо упоминание об оптической системе глаза и дефектах зрения".
Комментарий авторов.
Это задание соответствует разделу "Линзы. Построение изображений в тонких линзах".
 
Замечание репетитора 2.
"… в условии должно быть написано не «луч АВ», а «луч света АВ». С точки зрения математики луч АВ может пройти только через точку 2".
Комментарий авторов.
В задачах по геометрической оптике вместо понятия "световой луч" часто используется сокращенный вариант "луч". Например, в сборнике вопросов и задач по физике для десятого класса4 в разделе 9.2 "Задачи на построение" нет ни одной задачи, в которой бы вместо слова "луч", было бы написано "световой луч".
 
Замечание репетитора 3.
"… в условии должно быть написано: "… после преломления в хрусталике луч пройдет через точку …" или  "… после прохождения через хрусталик луч пройдет через точку …".
Комментарий авторов.
В этом утверждении содержится распространенное заблуждение. Преломление световых лучей происходит в основном на роговице глаза, а не на хрусталике. Прежде, чем предлагать какие-то правки, необходимо ознакомиться с литературой по данному вопросу.


Педагоги встали на защиту абитуриентов: ЦТ по физике – это «тяп-ляп»
Цитировать
Преподаватель школы: «Некорректно поставлен вопрос (после преломления луча или как?). Задача из курса физики средней школы, хотя дефекты зрения выпускники этого года не изучали в 8-м классе».


Форум к статье Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?
Цитировать
al_vas
Добавлено: 06.09.12 14:39
Василевский Алексей Сергеевич. … Стаж работы учителем физики с 1997 года.
По поводу задачи А16. В школьной программе тема "Глаз. Дефекты зрения" вынесена отдельной темой и не включена в тему "Линзы". В теме линзы не объясняется что такое дефект зрения, что такое близорукость и дальнозоркость с точки зрения построения изображений в линзах. Поэтому НЕЛЬЗЯ включать данную тему в тему "Линзы".

postiim
Добавлено: 06.09.12 15:14
Замечание 2. Не думаю что так уж и важно добавлять слово "световых". В схематических изображениях почти всегда говорится о "ходе лучей" а не о "ходе световых лучей".
Замечание 3 Тогда уже корректнее писать о "преломляющей системе глаза" в которою входят роговица, хрусталик и стекловидное тело. Преломляющая способность роговицы действительно намного выше оной у хрусталика.

ldld
Ляндрес Давид Лазаревич, кандидат технических наук, в настоящее время репетитор по физике.
Добавлено: 06.09.12 16:25
На мой взгляд, самая очевидная ошибка – это задача А16. Она явно выходит за рамки программы. Для решения этой задачи недостаточно знать тему «Линзы». Линза не бывает близорукой или дальнозоркой, у нее нет расстояния наилучшего видения. Задача эта легкая, но не по программе.

newzubok
Добавлено: 06.09.12 22:02
Уважаемый Давид Лазаревич, а для чего изучают школьную физику? Лично я считаю, чтобы учащийся мог объяснить физические процессы и явления в окружающем его мире. Лично у меня в классах сидят и учащиеся, которые будут сдавать ЦТ, и те, кто не собирается этого делать, но они все живут в этом Мире и должны понимать хотя бы в общих чертах, как он устроен.
А еще, кроме меня лично, у меня в классах сидит множество очкариков!!!
Поэтому, когда я объясняю тему "Тонкая линза", а затем рассказываю о дефектах зрения и их исправлении, я пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся понимали, почему при том или ином дефекте мы видим вместо четкого изображения размытое пятно, где фокусируется изображение, и что нужно сделать, чтобы передвинуть его на сетчатку. Считаю, что изучать формулу тонкой линзы, решать задачи из этой темы на "10" и не понимать, как работают фотоаппарат, мультимедийный проектор, глаз и иже с ними бессмысленная трата времени. Большинство учащихся спустя 5 лет после окончания школы не вспомнит формулу тонкой линзы, а очки многим придется носить всю жизнь.
Александр Зубков, учитель высшей категории, г. Могилев.

ldld
Ляндрес Давид Лазаревич, кандидат технических наук, в настоящее время репетитор по физике.
Добавлено: 08.09.12 11:59
Что касается линзы и глаза, то, зная, что глаз представляет собой оптическую систему, чтобы решить задачу А16 в любом варианте теста, нужно ещё знать, в каком месте глаза должно сформироваться изображение (то есть что такое сетчатка глаза и где она расположена), в каком месте глаза формируется изображение при близорукости (то есть что такое близорукость), в каком месте глаза формируется изображение при дальнозоркости (то есть что такое дальнозоркость), знать о способности глаза сохранять место формирования изображения при изменении расстояния до рассматриваемого предмета (то есть что такое аккомодация), знать, что такое расстояние наилучшего видения. Одних терминов пять штук. И все не относятся к линзам. Да, дети изучают это согласно школьной программе. Да, значительная часть детей – очкарики, и они знают это без всяких программ. Но в темы «Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы» это не входит ни в каких программах и ни в каких учебниках. А отдельно ни строение и свойства глаза, ни зрение и его дефекты в программе вступительных испытаний не упомянуты. Вот почему я считаю, что задача А16 не соответствует программе вступительных испытаний.

anationa
Добавлено: 18.09.2012  07:25
Особых претензий к данной задаче у меня не было бы, если бы не тот факт, что эти выпускники тему "световые явления" в 8 классе (и в 9, 10) не проходили. А в 11 классе уроки по "Геометрической оптике" такие:
1. Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Самостоятельная работа по теме «Интерференция и дифракция света» (С места в карьер. Ну как можно это все пройти на уроке, если ученики не знают даже закона отражения света???)
2. Лабораторная работа 3 «Определение показателя преломления стекла» (жесть, не правда ли?)
3. Решение задач по теме «Закон преломления света»
Далее формула тонкой линзы и оптические приборы.
Учителя понимают, что обычно, уроков еще меньше. Поэтому ньюансы с глазом в ЦТ можно было не вставлять.

Возможно, я некоторые сообщения и потерял. Если считаете нужным - добавьте.

« Последнее редактирование: 19 Сентября 2012, 09:19 от alsak »

alsak

  • Гость
Re: Задача А16
« Ответ #2 : 19 Сентября 2012, 09:40 »
Я проголосовал «Нет». Читаем в программе вступительных испытаний по учебному предмету «Физика» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования, 2012 год для темы Оптика:
Цитировать
Источники света. Прямолинейность распространения света. Скорость распространения света. Отражение света. Закон отражения света. Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале. Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Призма. Ход лучей в призме. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Спектр.

В требованиях к подготовке абитуриентов этой программы
Цитировать
В результате изучения предъявляемого к усвоению учебного материала абитуриент должен
знать / понимать:
физические явления: … прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, дифракция и интерференция света, поглощение и дисперсия света;

уметь:
решать задачи:
на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью; на применение законов отражения и преломления света, формулы тонкой линзы; на использование условий максимума и минимума интерференции, формулы дифракционной решетки;


Кроме того, тема «Глаз как оптическая система. Близорукость, дальнозоркость. Коррекция зрения.» изучается только в 8 классе, но выпускники 2012 года в 8 классе эту тему не изучали.

В программе 11 класса 2009 года в требованиях к уровню подготовки учащихся написано:
Цитировать
Учащийся должен
владеть:
практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение длины световой волны, порядка дифракционных максимумов, на построение хода световых лучей в призмах и плоскопараллельных пластинах, в системах линз; характеристик изображения в тонкой линзе с использованием законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света, формул дифракционной решетки, тонкой линзы.

И здесь нет темы про глаз.

PS Я со своими учениками при подготовке к ЦТ задачи про глаз разбирал.

anat

  • Гость
Re: Задача А16
« Ответ #3 : 20 Сентября 2012, 07:16 »
Моё мнение процитировано выше. "Нет".

djek

  • Гость
Re: Задача А16
« Ответ #4 : 20 Сентября 2012, 09:01 »
Нет. Цитаты "программы" тому подтверждение

newzubok

  • Гость
Re: Задача А16
« Ответ #5 : 20 Сентября 2012, 15:44 »
Несмотря на то, что ученики прошлого выпуска не изучали в 8-м тему "Дефекты зрения", они должны знать, что глаз - это оптическая система? Неужели учителя насчтолько придерживаются буквы программы, что проходя тему "Линзы", строя изображение на экране, не говорят детям о том, что точно такое же изображение строится на сетчатке глаза?
Зачем тогда мы изучаем физику, коллеги? Я проголосовал "Да".

anat

  • Гость
Re: Задача А16
« Ответ #6 : 20 Сентября 2012, 20:42 »
"Несмотря на то, что ученики прошлого выпуска не изучали в 8-м тему "Дефекты зрения", они должны знать, что глаз - это оптическая система? Неужели учителя насчтолько придерживаются буквы программы, что проходя тему "Линзы", строя изображение на экране, не говорят детям о том, что точно такое же изображение строится на сетчатке глаза?"

А дети изучали близорукость (дальнозоркость)? Нет! Они не знают, где образуется изображение при близорукости!

newzubok

  • Гость
Re: Задача А16
« Ответ #7 : 20 Сентября 2012, 21:16 »
"Несмотря на то, что ученики прошлого выпуска не изучали в 8-м тему "Дефекты зрения", они должны знать, что глаз - это оптическая система? Неужели учителя насчтолько придерживаются буквы программы, что проходя тему "Линзы", строя изображение на экране, не говорят детям о том, что точно такое же изображение строится на сетчатке глаза?"

А дети изучали близорукость (дальнозоркость)? Нет! Они не знают, где образуется изображение при близорукости!

А тему линзы они изучали? А слабо им изображение построить? А даже если забыли, что рассеивающая линза не дает действительного изображения, на картинке в условии четко нарисован хрусталик - выпуклая линза. Я в споре на ТУТе приводил решение этой задачи с использованием только сообразительности и темы "Построение изображений, даваемых линзой".

anat

  • Гость
Re: Задача А16
« Ответ #8 : 20 Сентября 2012, 22:05 »
А тему линзы они изучали? А слабо им изображение построить? А даже если забыли, что рассеивающая линза не дает действительного изображения, на картинке в условии четко нарисован хрусталик - выпуклая линза. Я в споре на ТУТе приводил решение этой задачи с использованием только сообразительности и темы "Построение изображений, даваемых линзой".

Ну построили изображения. Три можно построить. Какое для близорукости? Повторяю - близорукость не изучали!

newzubok

  • Гость
Re: Задача А16
« Ответ #9 : 20 Сентября 2012, 22:24 »
Названия понятны? "Близорукость" и "дальнозоркость" это не астигматизм. Думаю, что есть что можно понять только из названий...