Автор Тема: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019  (Прочитано 3609 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alsak

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1976
  • Рейтинг: +8/-0
  • Не делает ошибок тот, кто ничего не делает
Здесь вы можете обменяться ответами и решениями по РТ-1 2018-2019 (варианты 1 и 2), задать вопросы.

Вариант 1
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
5 1 2 5 1 2 5 5 3 3
А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18
4 3 5 3 1 2 5 2
B1 B2 B3 B4 B5 B6 B7 B8 B9 B10 B11 B12
75 40 40 25 25 60 314 30 12 43 16 160

Вариант 2
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
5 1 4 2 4 3 3 4 4 1
А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18
4 4 2 4 5 3 5 3
B1 B2 B3 B4 B5 B6 B7 B8 B9 B10 B11 B12
55 80 30 70 254 34 60 21 16 86 80 150
« Последнее редактирование: 05 Декабря 2018, 18:04 от alsak »

Оффлайн Сергей

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2256
  • Рейтинг: +0/-0
Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
« Ответ #1 : 07 Ноября 2018, 11:03 »
Вариант 1
А1(5) А2(4) А3(2) А4(5) А5(1) А6(2) А7(5) А8(3) А9(3) А10(3) А11(4) А12 (4)

А13(5) А14(3) А15(1) А16(2) А17(5) А18(2)

В1 (75) В2 (40) В3 (40) В4 (25) В5 (25) В6 (60) В7 (314) В8 (30) В9 (12) В10 (43 ) В11 (16)  В12 (160)

Вариант 2
А1(5) А2(1) А3(4) А4(2) А5(4) А6(3) А7(3) А8(4) А9(4) А10(1) А11(4) А12 (4)

А13(2) А14(4) А15(5) А16(3) А17(5) А18(3)

В1 (45) В2 (80) В3 (30) В4 (70) В5 (254) В6 (29) В7 (60) В8 (21) В9 (16) В10 (86 ) В11 (80)  В12 (600)
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2018, 14:37 от Сергей »

Оффлайн Виктор

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 526
  • Рейтинг: +0/-0
  • сделать можно многое, но времени так мало...
Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
« Ответ #2 : 07 Ноября 2018, 16:51 »
Согласен с ответами Сергея по части А, кроме
А2 - ответ 1 - 0,25 м/с, т.к перемещение за 8 с равно 2 (разность начальной  конечной координат)
А8 - ответ 5, внимательнее со степенями,
А12 - ответ 3 - 4 Вт , возможно у Сергея просто опечатка.

Оффлайн alsak

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1976
  • Рейтинг: +8/-0
  • Не делает ошибок тот, кто ничего не делает
Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
« Ответ #3 : 07 Ноября 2018, 19:19 »
Вариант 1 В3. Два мяча одновременно бросили с горизонтальной поверхности Земли с одинаковой по модулю скоростью (υ1 = υ2) и под одинаковым углом α к горизонту (рис.). После столкновения мячей первый мяч упал вертикально вниз на расстоянии l1 = 2,0 м от точки бросания, а второй мяч упал на расстоянии l2 = 3,0 м от точки падения первого мяча. Время движения мячей от момента броска до момента столкновения равно времени движения мячей от момента столкновения до момента падения (τ = τп). Если масса первого мяча m1 = 100 г, то масса второго мяча m2 равна ... г.

Решение. Анализ условия: 1) Так как «Два мяча одновременно бросили с горизонтальной поверхности Земли с одинаковой по модулю скоростью (υ1 = υ2) и под одинаковым углом α к горизонту», то столкнуться они на середине между ними. 2) Так как «первый мяч упал вертикально вниз на расстоянии l1 = 2,0 м от точки бросания», то горизонтальная составляющая скорости этого мяча сразу же после удара равна нулю, а расстояние между мяча вначале было L = 2l1 = 4,0 м. 3) Так как «второй мяч упал на расстоянии l2 = 3,0 м от точки падения первого мяча», а «первый мяч упал вертикально вниз», то второй мяч после удара пролетел по горизонтали l2 = 3,0 м. 4) Так как «Время движения мячей от момента броска до момента столкновения равно времени движения мячей от момента столкновения до момента падения», то вертикальные составляющие скоростей υy до и после столкновения мячей должны быть равны. С учетом п. 2, получаем что и до столкновения υy = 0, т.е. тела столкнулись на максимальной высоте.

1 способ. Обозначим скорости мячей до столкновения υ10 = υ2010 = υ20 = υ1·cos α), после столкновения скорость первого мяча υк1 = 0 (см. анализ, п. 2), скорость второго мяча υк2. Найдем массу m2 через закон сохранения импульса (рис. 2):
\[0X:\; \; m_{1} \cdot \upsilon _{10} -m_{2} \cdot \upsilon _{20} =m_{2} \cdot \upsilon _{k2x} ,\; \; m_{2} =\frac{m_{1} \cdot \upsilon _{10} }{\upsilon _{k2x} +\upsilon _{20} } =\frac{m_{1} \cdot \upsilon _{1} \cdot \cos \alpha }{\upsilon _{k2x} +\upsilon _{1} \cdot \cos \alpha } .\; \; \; (1)\]
Для первого мяча можно записать:
\[l_{1} =\upsilon _{1} \cdot \cos \alpha \cdot \tau _{bp} .\; \; \; (2)\]
Для второго мяча (рис. 3):
\[l_{2} =\upsilon _{k2} \cdot \tau _{n} \; \; \; (3).\]
Решим систему уравнений (1)-(3), учитывая при этом, что τ = τп:
\[\upsilon _{1} \cdot \cos \alpha =\frac{l_{1} }{\tau _{bp} } ,\; \; \upsilon _{k2} =\frac{l_{2} }{\tau _{n} } .\]
Так как мы не знаем знак проекции скорости υк2x, то
\[\upsilon _{k2x} =\pm \frac{l_{2} }{\tau _{n} } ,\]
\[m_{2} =\frac{m_{1} \cdot \frac{l_{1} }{\tau _{bp} } }{\upsilon _{k2x} +\frac{l_{1} }{\tau _{bp} } } =\frac{m_{1} \cdot \frac{l_{1} }{\tau _{bp} } }{\pm \frac{l_{2} }{\tau _{n} } +\frac{l_{1} }{\tau _{bp} } } =\frac{m_{1} \cdot l_{1} }{\pm l_{2} +l_{1} } .\]
Так как l2 > l1, то υк2x не может быть отрицательной (иначе  m2 получается отрицательной), следовательно, m2 = 40 г.
Формально ответ получен.

2 способ. Найдем массу второго шарика через закон сохранения энергии (см. рис. 2):
\[\frac{m_{1} \cdot \upsilon _{10}^{2} }{2} +\frac{m_{2} \cdot \upsilon _{20}^{2} }{2} =\frac{m_{2} \cdot \upsilon _{k2}^{2} }{2} ,\; \; m_{2} =\frac{m_{1} \cdot \upsilon _{10}^{2} }{\upsilon _{k2}^{2} -\upsilon _{20}^{2} } =\frac{m_{1} \cdot \left(\upsilon _{1} \cdot \cos \alpha \right)^{2} }{\upsilon _{k2}^{2} -\left(\upsilon _{1} \cdot \cos \alpha \right)^{2} } .\]
С учетом уравнением (2) и (3) получаем
\[m_{2} =\frac{m_{1} \cdot \left(\frac{l_{1} }{\tau _{bp} } \right)^{2} }{\left(\frac{l_{2} }{\tau _{n} } \right)^{2} -\left(\frac{l_{1} }{\tau _{bp} } \right)^{2} } =\frac{m_{1} \cdot l_{1}^{2} }{l_{2}^{2} -l_{1}^{2} } ,\]
m2 = 80 г.

3 способ. Решим систему двух уравнений: законы сохранения импульса и энергии.
\[m_{1} \cdot \upsilon _{10} -m_{2} \cdot \upsilon _{20} =m_{2} \cdot \upsilon _{k2x} ,\; \; m_{1} \cdot \upsilon _{10}^{2} +m_{2} \cdot \upsilon _{20}^{2} =m_{2} \cdot \upsilon _{k2}^{2} ,\]
\[\upsilon _{k2}^{2} =\left(\frac{m_{1} }{m_{2} } \cdot \upsilon _{10} -\upsilon _{20} \right)^{2} =\frac{m_{1} }{m_{2} } \cdot \upsilon _{10}^{2} +\upsilon _{20}^{2} ,\; \; \left(\frac{m_{1} }{m_{2} } -1\right)^{2} =\frac{m_{1} }{m_{2} } +1,\]
\[\left(\frac{m_{1} }{m_{2} } \right)^{2} +1-\frac{2m_{1} }{m_{2} } =\frac{m_{1} }{m_{2} } +1,\; \; \left(\frac{m_{1} }{m_{2} } \right)^{2} =\frac{3m_{1} }{m_{2} } ,\; \; m_{2} =\frac{m_{1} }{3} ,\]
m2 = 33 г.

Вывод. 1) Ситуация, когда после упругого центрального удара двух движущихся тел, тело с массой m1 останавливается, возможна только при m2 = m1/3. И все пройденные расстояния (и скорости) после удара на это никак не влияют. А наблюдается зависимость расстояний l1 и l2 друг от друга. Например, при m1 = 100 г, l1 = 2 м расстояние l2 должно быть равным 4 м:
\[m_{2} =\frac{m_{1} \cdot l_{1} }{\pm l_{2} +l_{1} } ,\; \; \pm l_{2} =\left(\frac{m_{1} }{m_{2} } -1\right)\cdot l_{1} =2l_{1} .\] 
И тогда все три способа дадут один и тот же ответ.
2) В условии задачи нигде не указано, что удар упругий (но это очень напрашивается, т.к. тела - мячи). Тогда применять закон сохранения энергии нельзя. И правильным будет только первый способ.

Продолжение обсуждения задачи: часть 2; часть 3

PS Задача на тему "Тело брошено под углом к горизонту", которая не изучается в школе.
« Последнее редактирование: 18 Ноября 2018, 18:24 от alsak »

Оффлайн Сергей

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2256
  • Рейтинг: +0/-0
Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
« Ответ #4 : 07 Ноября 2018, 20:08 »
Согласен с ответами Сергея по части А, кроме
А2 - ответ 1 - 0,25 м/с, т.к перемещение за 8 с равно 2 (разность начальной  конечной координат)
А8 - ответ 5, внимательнее со степенями,
А12 - ответ 3 - 4 Вт , возможно у Сергея просто опечатка.
Спасибо, согласен. Нужно быть более внимательным.

Оффлайн Евгений Ливянт

  • Посетитель
  • *
  • Сообщений: 2
  • Рейтинг: +0/-0
Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
« Ответ #5 : 09 Ноября 2018, 11:53 »
Предлагаю решить обратную задачу. Два мяча одновременно бросили с горизонтальной поверхности Земли с одинаковой по модулю скоростью (υ1 = υ2) и под одинаковым углом α к горизонту (рис.). После столкновения мячей первый мяч упал вертикально вниз на расстоянии l1 = 2,0 м от точки бросания. Время движения мячей от момента броска до момента столкновения равно времени движения мячей от момента столкновения до момента падения (τ6р = τп). Масса первого мяча m1 = 100 г,  масса второго мяча m2 равна 40 г. Определите место падения второго мяча.
Я думаю, что решение этой задачи позволит нам ответить на вопрос о корректности исходной задачи.

Оффлайн Евгений Ливянт

  • Посетитель
  • *
  • Сообщений: 2
  • Рейтинг: +0/-0
Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
« Ответ #6 : 10 Ноября 2018, 10:27 »
Не могу пока подкрепить своё предположение расчётами, но допускаю, что мячи могли столкнуться на нисходящей части параболической траектории, и в результате нецентрального и неупругого удара один из них мог бы полететь вертикально вниз, а второй под углом к горизонту. При этом все условия задачи могли бы быть выполнены.

Оффлайн alsak

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1976
  • Рейтинг: +8/-0
  • Не делает ошибок тот, кто ничего не делает
Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
« Ответ #7 : 11 Ноября 2018, 06:57 »
А7 Вариант 1. Если в комнате сухой термометр психрометра показывает температуру t0 = 20 °С, а влажный — t = 17 °С, то относительная влажность φ воздуха - равна (см. таблицу):
1) 44%; 2) 54 %; 3) 59 %; 4) 65%; 5) 74 %.

Замечание. В программе «вступительных испытаний по учебному предмету …» 2018 года по данной теме написано «Насыщенный пар. Влажность воздуха». В требованиях к подготовке абитуриентов этой программы добавлено:
«В результате изучения предъявляемого к усвоению учебного материала абитуриент должен
знать / понимать:

смысл физических понятий: … АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ, точка росы; …
уметь:
решать задачи:

на расчет … параметров состояния идеального газа (давления, объема, температуры, АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ) с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории и уравнения Клапейрона-Менделеева; …»

Вопросы. 1) Где в программе указано, что абитуриент должен уметь определять влажность при помощи психрометрической таблицы влажности?
2) Нужны ли такие подробности в программе вступительных испытаний?
3) Зачем нужна программа вступительных испытаний, если РИКЗ в спорных вопросах всегда ссылается на учебники, написанные по совершенно другой программе? Обратите внимание в новой программе за 2019 г. добавлен список литературы, состоящий из учебников 7-11 классов разных годов издания.
« Последнее редактирование: 11 Ноября 2018, 08:38 от alsak »

Оффлайн alsak

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1976
  • Рейтинг: +8/-0
  • Не делает ошибок тот, кто ничего не делает
Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
« Ответ #8 : 11 Ноября 2018, 08:16 »
А3 Вариант 1. В безветренную погоду голубь пролетел расстояние s = 2,4 км, двигаясь в направлении с севера на юг в течение промежутка времени Δt1 = 4 мин. При движении голубя в обратном направлении дул западный ветер со скоростью υ = 6 м/с. Если при движении в прямом и обратном направлении модуль скорости голубя относительно воздуха был один и тот же, то на обратную дорогу голубю потребовалось время, равное:
1) 4 мин; 2) 5 мин; 3) 6 мин; 4) 8 мин; 5) 10 мин.

Решение. Найдем собственную скорость голубя
\[\upsilon _{c} =\frac{s}{\Delta t_{1} },\]
υc = 10 м/с.

Не совсем понятна фраза «при движении голубя в обратном направлении».
Ее можно понимать так:
1) так как вначале собственная скорость голубя была направлена с севера на юг, то в обратном направлении собственная скорость голубя будет направлена с юга на север. Под действием западного ветра голубя будет сносить на восток. И опять непонятно, какое расстояние должен пролететь голубь назад? Если расстояние s = 2,4 км – это расстояние по прямой юг-север, будет один ответ; если расстояние, которое должен пролететь сам голубь – ответ другой.
2) Или в обратном направлении – это вернуться в исходную точку?

Будем считать, что все же второй вариант, и голубю нужно вернуться в точку В. Чтобы выдержать это направление собственная скорость голубя υс должна быть направлена под углом к ветру так, чтобы скорость голубя υg относительно земли была направлена точно на север (рис.). Тогда
\[\Delta t_{2} =\frac{s}{\upsilon _{g} } =\frac{s}{\sqrt{\upsilon _{c}^{2} -\upsilon _{v}^{2} } },\]
Δt2 = 5 мин.
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2018, 08:22 от alsak »

Оффлайн alsak

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1976
  • Рейтинг: +8/-0
  • Не делает ошибок тот, кто ничего не делает
Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
« Ответ #9 : 12 Ноября 2018, 08:07 »
А17 Вариант 1. На расположенную в вакууме отрицательно заряженную металлическую (Aвых = 4,5 эВ) пластинку падает монохроматическое излучение, длина волны которого в пять раз меньше длины волны, соответствующей красной границе фотоэффекта. Фотоэлектрон, вылетевший с поверхности пластинки с максимально возможной скоростью, ускорился в электростатическом поле, пройдя разность потенциалов Δφ. Если при этом скорость фотоэлектрона увеличилась в два раза, то разность потенциалов Δφ равна:
1) 15 В; 2) 24 В; 3) 30 В; 4) 42 В; 5) 54 В.

Решение. 1 часть – фотоэффект. Запишем уравнение Эйнштейна для фотоэффекта с учетом условия и формулу для работы выхода:
\[\frac{h\cdot c}{\lambda } =A+\frac{m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} ,\; \; A=\frac{h\cdot c}{\lambda _{k} } ,\; \; \lambda _{k} =5\lambda \]
или
\[\lambda _{k} =\frac{h\cdot c}{A} ,\; \; \lambda =\frac{\lambda _{k} }{5} =\frac{h\cdot c}{5A} ,\; \; \frac{h\cdot c}{\lambda } =5A=A+\frac{m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} ,\]
\[\frac{m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} =4A,\; \; \upsilon _{1m}^{2} =\frac{8A}{m} .\; \; \; (1)\]
2 часть – движение фотоэлектрона в электрическом поле. Учтем, что работа электрического поля идет на ускорение электрона, что его скорость после этого υ = 2υ1m, и вставим уравнение (1):
\[q\cdot \left(\varphi _{1} -\varphi _{2} \right)=\frac{m\cdot \upsilon ^{2} }{2} -\frac{m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} =\frac{m\cdot 4\upsilon _{1m}^{2} }{2} -\frac{m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} =\frac{3m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} ,\]
\[\varphi _{1} -\varphi _{2} =\frac{3m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2q} =\frac{3m}{2q} \cdot \frac{8A}{m} =\frac{12A}{q} ,\]
φ1 – φ2 = -54 В.
Правильного ответа нет.
Если отбросить минус (как часто делают наши ученики), то ответ 5.

PS Разность потенциалов обозначается «φ1 – φ2», «Δφ» - это изменение потенциала. И Δφ = 54 В.
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2018, 08:40 от alsak »

 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24