Автор Тема: ЦТ В10  (Прочитано 48821 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

alsak

  • Гость
ЦТ В10
« : 19 Сентября 2012, 12:25 »
B10. Вариант 1. Проволочное кольцо радиусом r = 4,0 см и массой m = 98,6 мг, изготовленное из проводника сопротивлением R = 0,40 Ом, находится в неоднородном магнитном иоле, проекция индукции которого на ось Ох имеет вид Bx = k∙x, где k = 4,0 Тл/м, x — координата. В направлении оси Ох кольцу ударом сообщили скорость, модуль которой υ0 = 4,0 м/с. Если плоскость кольца во время движения была перпендикулярна оси Ох, то до остановки кольцо прошло расстояние s, равное ... см.
Ответ: 39.
« Последнее редактирование: 19 Июля 2017, 18:45 от alsak »

alsak

  • Гость
Re: Задача В10
« Ответ #1 : 19 Сентября 2012, 12:30 »
Из interneta
Миканович А.В., Силенков М.А. Агрессивное невежество или дешёвый пиар
или
Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?
Цитировать
Замечание репетитора 1.
«Во-первых, это за рамками программы вступительных экзаменов в вузы, в которой указано, что абитуриент должен решать задачи на «равномерное движение прямолинейного проводника в однородном магнитном поле». Никаких других типов задач, связанных с движением проводников, в теме «Магнетизм» не указано. В данном задании кольцо (а это не прямолинейный проводник) неравномерно движется в неоднородном магнитном поле…"
Комментарий авторов.
В Программе вступительных испытаний сказано, что абитуриент должен уметь решать задачи на определение силы Ампера, на расчет магнитного потока, на применение правила Ленца, определение электродвижущей силы индукции. Для решения задачи также надо применить второй закон Ньютона, закон сохранения энергии и закон Джоуля-Ленца. И эти темы не выходят за рамки Программы вступительных испытаний.
Евгений  Ливянт слишком узко трактует пункты Программы вступительных испытаний. В ней нигде не сказано о том, что абитуриент должен уметь решать задачи только на «равномерное движение прямолинейного проводника в однородном магнитном поле».
Успешное выполнение задания В10 предполагает комплексное владение знаниями и умениями по нескольким темам.
 
Замечание репетитора 2.
"…фраза «проволочное кольцо…, изготовленное из проводника сопротивлением R…» не совсем точна и требует указания о способе изготовления проводника и о его геометрии до изготовления кольца".
Комментарий авторов.
Абсурдное замечание. Неужели так важно знать, каким способом был изготовлен проводник? Как получали медь и как из нее изготавливали проволоку, «загружая» условие задачи излишними в данном случае сведениями от добычи сульфидных руд до электролиза медного купороса и получения чистой меди?
 
Замечание репетитора 3.
"… если абитуриент и найдет решение задачи, то оно будет сделано не физическим путем, а математическим. Вряд ли выполнивший задание сможет физически корректно объяснить причину остановки кольца».
Комментарий авторов.
Процессы, протекающие при движении кольца в неоднородном магнитном поле, подробно описаны в учебном пособии для 11 класса1 на стр. 216.


Педагоги встали на защиту абитуриентов: ЦТ по физике – это «тяп-ляп»
Цитировать
Преподаватель подготовительных курсов: «Задачу на движение кольца в переменном магнитном поле я решил математическим путем. Какая физика с кольцом происходит в процессе, между начальным и конечным состоянием, мне еще непонятно… Я физик и не люблю решать задания по предмету чисто математически».
Преподаватель школы: «Задача абсолютно выходит за рамки курса школьной физики. Движение кольца неравномерное в неоднородном магнитном поле».


Форум к статье Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?
Цитировать
al_vas
Добавлено: 06.09.12 14:39
Василевский Алексей Сергеевич. Призер олимпиады "Абитуриент-94". Окончил лицей при БГУ. Образование физфак БГУ. Стаж работы учителем физики с 1997 года.
По поводу задачи В10. Оппонент Евгения Ливянта слишком ВОЛЬНО трактует школьную программу. Если пойти таким путем, то на ЦТ по физике можно давать задачи любой темы и уровня. В том числе и вузовского уровня сложности. Так что тут я опять же согласен с Евгением Ливянтом.

vincuk
Добавлено: 07.09.12 23:25
Примерно в это же время я узнал, что г-н Ливянт написал письмо Анатолию Ивановичу Слободянюку с просьбой объяснить ему черновик решения задачи В10, написанный мной впопыхах в ответ на утверждение, что данная задача принципиально не решается. Анатолий Иванович подробно объяснил г-ну Ливянту мои записи, привел еще несколько своих вариантов решения (все в рамках программы вступительных испытаний) и добавил в конце "приветствую появление таких задач в ЦТ".

repetitor_mf
Добавлено: 08.09.12 12:12
…был телефонный разговор, где я попросил его [А. Слободянюка] посмотреть задачу В10.
Уважаемый Евгений Борисович!
Позволю себе некоторые комментарии к представленному решению и свой вариант решения, который, с моей точки зрения, соответствует программе курса физики средней школы. Окончательные вердикт может быть вынесен только после ознакомления с полным условием задачи.
С уважением А.И. Слободянюк

alivanov
Иванов Алексей Алексеевич, кандидат физико-математических наук, доцент, репетитор.
Добавлено: 08.09.12 13:37
Например, я считал и считаю, что задача В10 выходит за рамки программы вступительных экзаменов. Безусловно, в тестировании нужно давать одну или несколько задач высокой сложности, нельзя, чтобы все задачи были решаемыми в одно действие. Но при этом важен принцип нерушимости программы. Кроме этого, зачем давать в ЦТ столь сложные для большинства абитуриентов задачи? У меня нет и никогда не будет полной официальной статистики результатов ЦТ, но смею предположить, что задачу В10 во всех вариантах решило 50-100 человек на всю страну. А 100 баллов по физике набрали 2 человека.

valerijsh
Добавлено: 08.09.12 17:58
О себе: Шинкарев Валерий Михайлович, учитель физики высшей категории, стаж более 20 лет, осуществлял экспертизу национальных учебников физики, сделал более 1000 замечаний и указаний на ошибки; автор первого в стране сайта в помощь школьникам по физике "Школьная физика".
Вне всякого сомнения задача В10 не соответствует ни требованиям школьной программы по физике, ни "Программе вступительных испытаний по учебному предмету «Физика» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования, 2012 г."
Для того, чтобы об этом уверенно судить, надо самому задачу решить! На сайте "Школьная физика" sh-fizika.ru даны 4 способа решения задачи.
Процитирую выводы с сайта, сделанные мной в ходе решения задачи В10:
1) Бесспорно задача сложная, неформальное решение требует глубоких знаний, выходящих за рамки школьной программы, и больших временных затрат. Те школьники, абитуриенты, которые дали правильный ответ, скорее всего, решили задачу формально (в том числе и 2 стобальника), т.е. без глубокого понимания сути происходящих явлений. (Кстати, правильный ответ к этой задачи может быть одним из признаков утечки информации при составлении тестов.)
2) Почти очевидно, что составители тестов не предполагали все нюансы условия и решения этой задачи. Это плохо.
3) Тем не менее, задача решается средствами школьной, элементарной физики. Более того, задача имеет несколько способов решения (реализуются как энергетический, так и динамический подходы).
4) Результаты полученные разными способами верные! И это не случайное совпадение.
5) Авторы, составители тестов, не знают более простого решения, чем те, которые приведены на сайте!

anationa
Добавлено: 13.09.12 15:39
Вник в В10 (кольцо) на 100%. Условие очень нехорошее, грубое. Не указано о том, что силой тяжести надо пренебречь и что материал не из ферромагнетика, а это влияет на условие. …
Так вот о задаче. Авторское решение, которое я видел (не могу сказать где) имеет две существенные ошибки. Не условие, а именно решение!

Эти две ошибки компенсируют друг друга и получается правильный ответ!
Вот так! А правильное решение идет через интегралы или сложным обходным маневром, зная который, можно решить любой инетграл.
Добавлено: 14.09.12 06:29
Для меня, кстати, неважно, что задача В10 была не по школьному курсу. Я всегда ориентируюсь на то, что будет пара-тройка нерешаемых для хорошего ученика задач, задач для олимпиадников. Поэтому Слободянюк, например, приветствует включение таких задач на ЦТ. Готовя команду области к олимиаде, я вижу какой высокий уровень детей. Половина их не получает диплом. Вот для них и нужны такие задачи, чтобы видно было по баллам - они сильнее остальных. Однако, задачи надо подбирать сложные, но в тему, без интегрирования, с корректными условиями.


Решения задачи можно посмотреть на сайтах:
Школьная физика от Саковича (два способа)
Школьная физика: баги (три способа)
Школьная физика
Авторского решения в интернете нет.

alsak

  • Гость
Re: Задача В10
« Ответ #2 : 19 Сентября 2012, 12:35 »
Проголосовал «Нет». Все решения, которые я видел, основываются или на неверных допущениях (равноускоренное движение, равномерное изменение тока) или использовали в решении интегралы, которые не изучаются в школе.

Kivir

  • Гость
Re: Задача В10
« Ответ #3 : 19 Сентября 2012, 21:53 »
проголосовал "нет", т.к. полностью согласен с ALSAK
Проголосовал «Нет». Все решения, которые я видел, основываются или на неверных допущениях (равноускоренное движение, равномерное изменение тока) или использовали в решении интегралы, которые не изучаются в школе.

anat

  • Гость
Re: Задача В10
« Ответ #4 : 20 Сентября 2012, 06:57 »
Нет!

Абсолютно согласен с alsak.

djek

  • Гость
Re: Задача В10
« Ответ #5 : 20 Сентября 2012, 09:03 »
нет!

newzubok

  • Гость
Re: Задача В10
« Ответ #6 : 20 Сентября 2012, 18:58 »
А надо обязательно отписаться? :)
Я поставил "НЕТ", но не потому, что неоднородного поля нет в программе... Задачки ж на ЭМИ мы решаем... Просто, наверное, для таким образом сформулированной задачи, нужно было в условии подробнее описывать допущения насчет этой неоднородности...