Форум сайта alsak.ru

Задачи и вопросы по физике => Подготовка, анализ ЦТ => Тестирование 2018/2019 => : alsak 07 November 2018, 10:15

: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: alsak 07 November 2018, 10:15
Здесь вы можете обменяться ответами и решениями по РТ-1 2018-2019 (варианты 1 и 2), задать вопросы.

Вариант 1
А1 А2 А3 (http://www.alsak.ru/smf/index.php/topic,26422.msg95406.html#msg95406) А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
5 1 2 5 1 2 5 5 3 3
А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 (http://www.alsak.ru/smf/index.php/topic,26422.msg95407.html#msg95407) А18
4 3 5 3 1 2 5 2
B1 B2 B3 (http://www.alsak.ru/smf/index.php/topic,26422.msg95394.html#msg95394) B4 (http://www.alsak.ru/smf/index.php/topic,26422.msg95425.html#msg95425) B5 B6 B7 B8 B9 B10 B11 B12
75 40 40 25 25 60 314 30 12 43 16 160

Вариант 2
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
5 1 4 2 4 3 3 4 4 1
А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18
4 4 2 4 5 3 5 3
B1 B2 B3 B4 B5 B6 B7 B8 B9 B10 B11 B12
55 80 30 70 254 34 60 21 16 86 80 150
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: Сергей 07 November 2018, 11:03
Вариант 1
А1(5) А2(4) А3(2) А4(5) А5(1) А6(2) А7(5) А8(3) А9(3) А10(3) А11(4) А12 (4)

А13(5) А14(3) А15(1) А16(2) А17(5) А18(2)

В1 (75) В2 (40) В3 (40) В4 (25) В5 (25) В6 (60) В7 (314) В8 (30) В9 (12) В10 (43 ) В11 (16)  В12 (160)

Вариант 2
А1(5) А2(1) А3(4) А4(2) А5(4) А6(3) А7(3) А8(4) А9(4) А10(1) А11(4) А12 (4)

А13(2) А14(4) А15(5) А16(3) А17(5) А18(3)

В1 (45) В2 (80) В3 (30) В4 (70) В5 (254) В6 (29) В7 (60) В8 (21) В9 (16) В10 (86 ) В11 (80)  В12 (600)
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: Виктор 07 November 2018, 16:51
Согласен с ответами Сергея по части А, кроме
А2 - ответ 1 - 0,25 м/с, т.к перемещение за 8 с равно 2 (разность начальной  конечной координат)
А8 - ответ 5, внимательнее со степенями,
А12 - ответ 3 - 4 Вт , возможно у Сергея просто опечатка.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: alsak 07 November 2018, 19:19
Вариант 1 В3. Два мяча одновременно бросили с горизонтальной поверхности Земли с одинаковой по модулю скоростью (υ1 = υ2) и под одинаковым углом α к горизонту (рис.). После столкновения мячей первый мяч упал вертикально вниз на расстоянии l1 = 2,0 м от точки бросания, а второй мяч упал на расстоянии l2 = 3,0 м от точки падения первого мяча. Время движения мячей от момента броска до момента столкновения равно времени движения мячей от момента столкновения до момента падения (τ = τп). Если масса первого мяча m1 = 100 г, то масса второго мяча m2 равна ... г.

Решение. Анализ условия: 1) Так как «Два мяча одновременно бросили с горизонтальной поверхности Земли с одинаковой по модулю скоростью (υ1 = υ2) и под одинаковым углом α к горизонту», то столкнуться они на середине между ними. 2) Так как «первый мяч упал вертикально вниз на расстоянии l1 = 2,0 м от точки бросания», то горизонтальная составляющая скорости этого мяча сразу же после удара равна нулю, а расстояние между мяча вначале было L = 2l1 = 4,0 м. 3) Так как «второй мяч упал на расстоянии l2 = 3,0 м от точки падения первого мяча», а «первый мяч упал вертикально вниз», то второй мяч после удара пролетел по горизонтали l2 = 3,0 м. 4) Так как «Время движения мячей от момента броска до момента столкновения равно времени движения мячей от момента столкновения до момента падения», то вертикальные составляющие скоростей υy до и после столкновения мячей должны быть равны. С учетом п. 2, получаем что и до столкновения υy = 0, т.е. тела столкнулись на максимальной высоте.

1 способ. Обозначим скорости мячей до столкновения υ10 = υ2010 = υ20 = υ1·cos α), после столкновения скорость первого мяча υк1 = 0 (см. анализ, п. 2), скорость второго мяча υк2. Найдем массу m2 через закон сохранения импульса (рис. 2):
\[0X:\; \; m_{1} \cdot \upsilon _{10} -m_{2} \cdot \upsilon _{20} =m_{2} \cdot \upsilon _{k2x} ,\; \; m_{2} =\frac{m_{1} \cdot \upsilon _{10} }{\upsilon _{k2x} +\upsilon _{20} } =\frac{m_{1} \cdot \upsilon _{1} \cdot \cos \alpha }{\upsilon _{k2x} +\upsilon _{1} \cdot \cos \alpha } .\; \; \; (1)\]
Для первого мяча можно записать:
\[l_{1} =\upsilon _{1} \cdot \cos \alpha \cdot \tau _{bp} .\; \; \; (2)\]
Для второго мяча (рис. 3):
\[l_{2} =\upsilon _{k2} \cdot \tau _{n} \; \; \; (3).\]
Решим систему уравнений (1)-(3), учитывая при этом, что τ = τп:
\[\upsilon _{1} \cdot \cos \alpha =\frac{l_{1} }{\tau _{bp} } ,\; \; \upsilon _{k2} =\frac{l_{2} }{\tau _{n} } .\]
Так как мы не знаем знак проекции скорости υк2x, то
\[\upsilon _{k2x} =\pm \frac{l_{2} }{\tau _{n} } ,\]
\[m_{2} =\frac{m_{1} \cdot \frac{l_{1} }{\tau _{bp} } }{\upsilon _{k2x} +\frac{l_{1} }{\tau _{bp} } } =\frac{m_{1} \cdot \frac{l_{1} }{\tau _{bp} } }{\pm \frac{l_{2} }{\tau _{n} } +\frac{l_{1} }{\tau _{bp} } } =\frac{m_{1} \cdot l_{1} }{\pm l_{2} +l_{1} } .\]
Так как l2 > l1, то υк2x не может быть отрицательной (иначе  m2 получается отрицательной), следовательно, m2 = 40 г.
Формально ответ получен.

2 способ. Найдем массу второго шарика через закон сохранения энергии (см. рис. 2):
\[\frac{m_{1} \cdot \upsilon _{10}^{2} }{2} +\frac{m_{2} \cdot \upsilon _{20}^{2} }{2} =\frac{m_{2} \cdot \upsilon _{k2}^{2} }{2} ,\; \; m_{2} =\frac{m_{1} \cdot \upsilon _{10}^{2} }{\upsilon _{k2}^{2} -\upsilon _{20}^{2} } =\frac{m_{1} \cdot \left(\upsilon _{1} \cdot \cos \alpha \right)^{2} }{\upsilon _{k2}^{2} -\left(\upsilon _{1} \cdot \cos \alpha \right)^{2} } .\]
С учетом уравнением (2) и (3) получаем
\[m_{2} =\frac{m_{1} \cdot \left(\frac{l_{1} }{\tau _{bp} } \right)^{2} }{\left(\frac{l_{2} }{\tau _{n} } \right)^{2} -\left(\frac{l_{1} }{\tau _{bp} } \right)^{2} } =\frac{m_{1} \cdot l_{1}^{2} }{l_{2}^{2} -l_{1}^{2} } ,\]
m2 = 80 г.

3 способ. Решим систему двух уравнений: законы сохранения импульса и энергии.
\[m_{1} \cdot \upsilon _{10} -m_{2} \cdot \upsilon _{20} =m_{2} \cdot \upsilon _{k2x} ,\; \; m_{1} \cdot \upsilon _{10}^{2} +m_{2} \cdot \upsilon _{20}^{2} =m_{2} \cdot \upsilon _{k2}^{2} ,\]
\[\upsilon _{k2}^{2} =\left(\frac{m_{1} }{m_{2} } \cdot \upsilon _{10} -\upsilon _{20} \right)^{2} =\frac{m_{1} }{m_{2} } \cdot \upsilon _{10}^{2} +\upsilon _{20}^{2} ,\; \; \left(\frac{m_{1} }{m_{2} } -1\right)^{2} =\frac{m_{1} }{m_{2} } +1,\]
\[\left(\frac{m_{1} }{m_{2} } \right)^{2} +1-\frac{2m_{1} }{m_{2} } =\frac{m_{1} }{m_{2} } +1,\; \; \left(\frac{m_{1} }{m_{2} } \right)^{2} =\frac{3m_{1} }{m_{2} } ,\; \; m_{2} =\frac{m_{1} }{3} ,\]
m2 = 33 г.

Вывод. 1) Ситуация, когда после упругого центрального удара двух движущихся тел, тело с массой m1 останавливается, возможна только при m2 = m1/3. И все пройденные расстояния (и скорости) после удара на это никак не влияют. А наблюдается зависимость расстояний l1 и l2 друг от друга. Например, при m1 = 100 г, l1 = 2 м расстояние l2 должно быть равным 4 м:
\[m_{2} =\frac{m_{1} \cdot l_{1} }{\pm l_{2} +l_{1} } ,\; \; \pm l_{2} =\left(\frac{m_{1} }{m_{2} } -1\right)\cdot l_{1} =2l_{1} .\] 
И тогда все три способа дадут один и тот же ответ.
2) В условии задачи нигде не указано, что удар упругий (но это очень напрашивается, т.к. тела - мячи). Тогда применять закон сохранения энергии нельзя. И правильным будет только первый способ.

Продолжение обсуждения задачи: часть 2 (http://www.alsak.ru/smf/index.php/topic,26422.msg95399.html#msg95399); часть 3 (http://www.alsak.ru/smf/index.php/topic,26422.msg95416.html#msg95416)

PS Задача на тему "Тело брошено под углом к горизонту", которая не изучается в школе.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: Сергей 07 November 2018, 20:08
Согласен с ответами Сергея по части А, кроме
А2 - ответ 1 - 0,25 м/с, т.к перемещение за 8 с равно 2 (разность начальной  конечной координат)
А8 - ответ 5, внимательнее со степенями,
А12 - ответ 3 - 4 Вт , возможно у Сергея просто опечатка.
Спасибо, согласен. Нужно быть более внимательным.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: Евгений Ливянт 09 November 2018, 11:53
Предлагаю решить обратную задачу. Два мяча одновременно бросили с горизонтальной поверхности Земли с одинаковой по модулю скоростью (υ1 = υ2) и под одинаковым углом α к горизонту (рис.). После столкновения мячей первый мяч упал вертикально вниз на расстоянии l1 = 2,0 м от точки бросания. Время движения мячей от момента броска до момента столкновения равно времени движения мячей от момента столкновения до момента падения (τ6р = τп). Масса первого мяча m1 = 100 г,  масса второго мяча m2 равна 40 г. Определите место падения второго мяча.
Я думаю, что решение этой задачи позволит нам ответить на вопрос о корректности исходной задачи.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: Евгений Ливянт 10 November 2018, 10:27
Не могу пока подкрепить своё предположение расчётами, но допускаю, что мячи могли столкнуться на нисходящей части параболической траектории, и в результате нецентрального и неупругого удара один из них мог бы полететь вертикально вниз, а второй под углом к горизонту. При этом все условия задачи могли бы быть выполнены.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: alsak 11 November 2018, 06:57
А7 Вариант 1. Если в комнате сухой термометр психрометра показывает температуру t0 = 20 °С, а влажный — t = 17 °С, то относительная влажность φ воздуха - равна (см. таблицу):
1) 44%; 2) 54 %; 3) 59 %; 4) 65%; 5) 74 %.

Замечание. В программе «вступительных испытаний по учебному предмету …» 2018 года по данной теме написано «Насыщенный пар. Влажность воздуха». В требованиях к подготовке абитуриентов этой программы добавлено:
«В результате изучения предъявляемого к усвоению учебного материала абитуриент должен
знать / понимать:

смысл физических понятий: … АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ, точка росы; …
уметь:
решать задачи:

на расчет … параметров состояния идеального газа (давления, объема, температуры, АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ) с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории и уравнения Клапейрона-Менделеева; …»

Вопросы. 1) Где в программе указано, что абитуриент должен уметь определять влажность при помощи психрометрической таблицы влажности?
2) Нужны ли такие подробности в программе вступительных испытаний?
3) Зачем нужна программа вступительных испытаний, если РИКЗ в спорных вопросах всегда ссылается на учебники, написанные по совершенно другой программе? Обратите внимание в новой программе за 2019 г. добавлен список литературы, состоящий из учебников 7-11 классов разных годов издания.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: alsak 11 November 2018, 08:16
А3 Вариант 1. В безветренную погоду голубь пролетел расстояние s = 2,4 км, двигаясь в направлении с севера на юг в течение промежутка времени Δt1 = 4 мин. При движении голубя в обратном направлении дул западный ветер со скоростью υ = 6 м/с. Если при движении в прямом и обратном направлении модуль скорости голубя относительно воздуха был один и тот же, то на обратную дорогу голубю потребовалось время, равное:
1) 4 мин; 2) 5 мин; 3) 6 мин; 4) 8 мин; 5) 10 мин.

Решение. Найдем собственную скорость голубя
\[\upsilon _{c} =\frac{s}{\Delta t_{1} },\]
υc = 10 м/с.

Не совсем понятна фраза «при движении голубя в обратном направлении».
Ее можно понимать так:
1) так как вначале собственная скорость голубя была направлена с севера на юг, то в обратном направлении собственная скорость голубя будет направлена с юга на север. Под действием западного ветра голубя будет сносить на восток. И опять непонятно, какое расстояние должен пролететь голубь назад? Если расстояние s = 2,4 км – это расстояние по прямой юг-север, будет один ответ; если расстояние, которое должен пролететь сам голубь – ответ другой.
2) Или в обратном направлении – это вернуться в исходную точку?

Будем считать, что все же второй вариант, и голубю нужно вернуться в точку В. Чтобы выдержать это направление собственная скорость голубя υс должна быть направлена под углом к ветру так, чтобы скорость голубя υg относительно земли была направлена точно на север (рис.). Тогда
\[\Delta t_{2} =\frac{s}{\upsilon _{g} } =\frac{s}{\sqrt{\upsilon _{c}^{2} -\upsilon _{v}^{2} } },\]
Δt2 = 5 мин.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: alsak 12 November 2018, 08:07
А17 Вариант 1. На расположенную в вакууме отрицательно заряженную металлическую (Aвых = 4,5 эВ) пластинку падает монохроматическое излучение, длина волны которого в пять раз меньше длины волны, соответствующей красной границе фотоэффекта. Фотоэлектрон, вылетевший с поверхности пластинки с максимально возможной скоростью, ускорился в электростатическом поле, пройдя разность потенциалов Δφ. Если при этом скорость фотоэлектрона увеличилась в два раза, то разность потенциалов Δφ равна:
1) 15 В; 2) 24 В; 3) 30 В; 4) 42 В; 5) 54 В.

Решение. 1 часть – фотоэффект. Запишем уравнение Эйнштейна для фотоэффекта с учетом условия и формулу для работы выхода:
\[\frac{h\cdot c}{\lambda } =A+\frac{m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} ,\; \; A=\frac{h\cdot c}{\lambda _{k} } ,\; \; \lambda _{k} =5\lambda \]
или
\[\lambda _{k} =\frac{h\cdot c}{A} ,\; \; \lambda =\frac{\lambda _{k} }{5} =\frac{h\cdot c}{5A} ,\; \; \frac{h\cdot c}{\lambda } =5A=A+\frac{m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} ,\]
\[\frac{m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} =4A,\; \; \upsilon _{1m}^{2} =\frac{8A}{m} .\; \; \; (1)\]
2 часть – движение фотоэлектрона в электрическом поле. Учтем, что работа электрического поля идет на ускорение электрона, что его скорость после этого υ = 2υ1m, и вставим уравнение (1):
\[q\cdot \left(\varphi _{1} -\varphi _{2} \right)=\frac{m\cdot \upsilon ^{2} }{2} -\frac{m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} =\frac{m\cdot 4\upsilon _{1m}^{2} }{2} -\frac{m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} =\frac{3m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2} ,\]
\[\varphi _{1} -\varphi _{2} =\frac{3m\cdot \upsilon _{1m}^{2} }{2q} =\frac{3m}{2q} \cdot \frac{8A}{m} =\frac{12A}{q} ,\]
φ1 – φ2 = -54 В.
Правильного ответа нет.
Если отбросить минус (как часто делают наши ученики), то ответ 5.

PS Разность потенциалов обозначается «φ1 – φ2», «Δφ» - это изменение потенциала. И Δφ = 54 В.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: Сергей Федорино 13 November 2018, 15:27
По поводу задачи А17 я думаю, всё нормально получается, если учесть отрицательный заряд электрона и отрицательный потенциал пластины. Именно разность потенциалов равна 54 В со знаком "плюс". Кроме того, у меня во втором варианте получилось следующее: задача В1 - ответ 55;   задача В6 - ответ 34;   в задаче В12 - ответ 150
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: Gala 17 November 2018, 17:05
по задаче В3. способ 2. есть вопрос - почему не учтена потенциальная энергия мячей в точке соударения?
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: alsak 17 November 2018, 19:35
Если вы про потенциальную энергию взаимодействия тела и земли, то она не меняется при ударе. Поэтому ее можно или учесть дважды, а потом сократить, или взять высоту, на которой они сталкиваются, за нулевую.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: Gala 18 November 2018, 17:57
Да, конечно. посмотрела первую формулу и подумала, что закон записан для места броска и места столкновения. тогда потенциальная энергия должна быть учтена.
теперь присмотрелась дальше))): закон сохранения энергии записан для горизонтальной проекции скоростей, то есть подразумевается, что вертикальная составляющая в момент удара была равна нулю? почему? не факт, что они столкнулись в верхней точке. они могли столкнуться где угодно.
первый способ решения - абсолютно согласна.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: alsak 18 November 2018, 18:21
теперь присмотрелась дальше))): закон сохранения энергии записан для горизонтальной проекции скоростей, то есть подразумевается, что вертикальная составляющая в момент удара была равна нулю? почему? не факт, что они столкнулись в верхней точке. они могли столкнуться где угодно.

Продолжение задачи В3 (http://www.alsak.ru/smf/index.php/topic,26422.msg95394.html#msg95394)

Проанализируем более подробно, где могут столкнуться мячи. Пусть первый мяч брошен из точки О, второй мяч – из точки D; точка А - это точка столкновения, точка С – точка падения первого мяча. Так как мячи брошены «с одинаковой по модулю скоростью (υ1 = υ2) и под одинаковым углом α к горизонту», то столкновение будет происходить или оба мяча наподъеме (рис. а), или оба мяча в падении (рис., б), или оба мяча в верхней точке (рис. , в). В первом и втором случаях происходит нецентральный удар, при котором вертикальная составляющая скоростей каждого из мяча не поменяется.
*Так как частицы имеют одинаковые скорости и углы бросания, то их центры масс до столкновения всегда будут на одном уровне (на одной горизонтали). Так как изменение скорости при любом ударе (упругом и неупругом) происходит только по линии, соединяющих их центры масс, то по вертикали изменения скорости не будет.
В первом случае (см. рис., а) время движения на участках ОА и АС будет одинаковыми (т.к. вертикальные составляющие скоростей равны). Но после столкновения мячи еще продолжат полет вверх. Поэтому время движения мяча на ОА будет меньше времени движения на участке АВАС. Что противоречит условию задачи.
Во втором случае (см. рис., б) время движения на участках ОB и АС будет одинаковыми (т.к. вертикальные составляющие скоростей в точках В и А равны). После столкновения мячи продолжат полет вниз. Поэтому время движения мяча на ОВА будет больше времени движения на участке АС. Что противоречит условию задачи.
В третьем случае вертикальные составляющие скоростей мячей до столкновения и после столкновения равны нулю, поэтому время движения мячей от момента броска до момента столкновения будут равны времени движения мячей от момента столкновения до момента падения. Что подходит по условию.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: alsak 18 November 2018, 18:28
По поводу задачи А17 я думаю, всё нормально получается, если учесть отрицательный заряд электрона и отрицательный потенциал пластины. Именно разность потенциалов равна 54 В со знаком "плюс".
Разность потенциалов - это разность между потенциалами в первой точке и во второй. Ускоряющий для электрона потенциал второй точки должен быть больше первого. Так что не может разность потенциалов здесь быть положительной.

Кроме того, у меня во втором варианте получилось следующее: задача В1 - ответ 55;   задача В6 - ответ 34;   в задаче В12 - ответ 150
Пока задачи второго варианта не решал.
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: Alecs 28 November 2018, 15:54
Предлагаю решение задачи В4.
1) До таяния воды лед вытесняет массу воды, равную собственной массе шарика.
mв = mш,
ρв∙V1 = mш, где  V1 - объем воды, вытесняемой  шариком до таяния льда.
ρв∙S∙h1 = mш,
h1 = m/ρвS.
2) После таяния льда шарик вытесняет собственный обем Vш.
h2 = Vш/S.
h1>h2 - уровень воды понизится.
∆h = m/ρвS - Vш/S.
∆h = 0,025 м = 25 мм.
Задача аналогична задаче В 3 , ЦТ 2009.
С использованием силы Архимеда, аналогичная задача решается в С. Н. Капельян Физака. Пособие-репетитор, стр. 134 -136.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
: Re: Репетиционное тестирование 1 этап 2018/2019
: Alecs 05 December 2018, 17:53
Второй вариант В1 - 55, а не 45.
В6 - 34, а не 29.