Форум сайта alsak.ru

Задачи и вопросы по физике => Подготовка, анализ ЦТ => Тестирование 2011/2012 => : alsak 19 September 2012, 11:16

: ЦТ В1
: alsak 19 September 2012, 11:16
B1. Вариант 1. Диаметр велосипедного колеса d = 66 см, число зубьев ведущей звездочки N1 = 22, ведомой — N2 = 21 (см. рис.). Если велосипедист равномерно крутит педали с частотой ν = 92 об/мин, то модуль скорости υ велосипеда равен … км/ч.
Ответ: 12.
: Re: задача В1
: alsak 19 September 2012, 11:20
Из interneta
Миканович А.В., Силенков М.А. Агрессивное невежество или дешёвый пиар (http://edu.gov.by/main.aspx?guid=18021&detail=91233)
Или
Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда? (http://news.tut.by/society/309150.html)
Замечание репетитора 1.
«Что за «ведущая звездочка»? Очевидно, речь идет о ведущей шестерне или о зубчатой передаче? Но почему это должно быть очевидно для ученика?"
Комментарий авторов.
Г-н Ливянт заблуждается. Он перепутал зубчатую передачу с цепной. В зубчатой передаче используются шестерни, а в цепной передаче используются звездочки. На рисунке около одной звездочки есть надпись N1, а около другой – N2. В тексте  задачи сказано, что число зубьев ведущей звездочки - N1, а ведомой – N2. Поэтому очень несложно определить, где какая звездочка в велосипеде.

Замечание репетитора 2.
"… в условии задачи не описано движение велосипеда: например, не указано, что колеса движутся без пробуксовки".
Комментарий авторов.
Замечание надуманное. Движение с проскальзыванием колес является нетипичным для велосипеда. Как часто г-н Ливянт видел велосипедиста, который равномерно крутит педали, а колеса велосипеда при  этом проскальзывают? Может быть еще уточнить, что цепь не проскакивает, не прокручивается покрышка относительно обода?
 
Замечание репетитора 3.
" А может быть, на рисунке изображен велотренажер? Если так, то тогда модуль скорости «υ» велосипеда равен нулю".
Комментарий авторов.
Замечание абсурдное. В условии задачи говорится о велосипеде, а не велотренажере.
 
Замечание репетитора 4.
"По меньшей мере, в задании должна присутствовать фраза: «Велосипедист движется …"
Комментарий авторов.
В учебнике для седьмого класса3 на стр. 16 можно прочитать следующее: "Скорость – это количественная характеристика быстроты движения". Т.е. в понятии "скорость" содержится понятие "движение".


Педагоги встали на защиту абитуриентов: ЦТ по физике – это «тяп-ляп» (http://www.interfax.by/article/94472)
Преподаватель подготовительных курсов: «Очень практичная задачка. Но опять же – она не программная, а факультативная».
Преподаватель школы: «Учащийся не обязан знать, где ведущая, а где ведомая звездочка. Не указано, что велосипед едет без пробуксовки. Если с этим разобраться, то задача средней тяжести».


Форум к статье Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда? (http://forums.tut.by/showthread.php?14081223-%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%87%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83-%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-%D0%BA-%D0%A6%D0%A2-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%87%D1%8C%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0/page1)
al_vas
Добавлено: 06.09.12 14:39
Василевский Алексей Сергеевич. Призер олимпиады "Абитуриент-94". Окончил лицей при БГУ. Образование физфак БГУ. Стаж работы учителем физики с 1997 года.
По поводу задачи В1. Если честно, то не помню, чтобы в школьном учебнике был рассмотрен вопрос о ременной передаче. Поэтому я сомневаюсь, что эта задача соответствует программе вступительных испытаний (но это лишь мои сомнения; может быть кто-нибудь и найдет ременную передачу в школьном учебнике и я окажусь не прав).

_hum_
Добавлено: 06.09.12 21:39
Давно уже попрощался с физикой, но попробовал представить себя на месте абитуриента.
Задание В1.
С этими звездочками вообще жесть. На моей памяти в школе мы никаких зубчатых и звездочных передач не проходили. Пришлось бы мне гадать, как лучше это интерпретировать.

newzubok
Добавлено: 06.09.12 23:07
Если Вы про цепную, так я еще в прошлом обсуждении писал: должны знать, потому что у каждого велосипед! (Если что, в ременной передаче - шкивы. По-сути - это блоки. В принципе, под школьную программу тоже подпадает.)

al_vas
Добавлено: 06.09.12 23:27
Если следовать таким рассуждениям, то каждый человек должен досконально знать устройство своего тела, так как оно (тело) у него есть. Однако в реальной жизни многие не знают где располагаются внутренние органы и для чего они необходимы организму.

valerijsh
Добавлено: 08.09.12 21:42
По поводу велосипеда. Абсолютно согласен с постом newzubok выше. Здесь замечания автора статьи надуманы, "притянуты за уши". Хорошо и обоснованно об этом сказал, повторюсь, newzubok. Рисунка достаточно чтобы не перепутать ведущую и ведомую звездочки. Более того, не критично для рассуждений абитуриента, если он "звездочку" будет принимать за "шестеренку с зубьями".

: Re: задача В1
: alsak 19 September 2012, 11:31
Проголосовал «Да». Для решения задачи не требуются знания, выходящие за рамки программы.
И хотя задача использует некоторые технические термины, которые ученики могут не изучать на уроках, вспомним десятибалльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (http://www.alsak.ru/content/view/97/151/):
6. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяются пять уровней усвоения учебного материала.

Пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

И не забывайте, что в тесте должно быть несколько заданий пятого уровня. Хотя я бы отнес эту задачу к четвертому (может быть из-за того, что у меня есть велосипед?).

: Re: задача В1
: Евгений Ливянт 20 September 2012, 00:00
Ременной передачи нет в Программе, нет в учебнике. Этих аргументов, как мне кажется, достаточно.
: Re: задача В1
: newzubok 20 September 2012, 00:58
Ременной передачи нет в Программе, нет в учебнике. Этих аргументов, как мне кажется, достаточно.

Зато в программе есть "Движение тела по окружности", линейная и угловая скорости при этом виде движения. Дальше - включай соображалку.
: Re: задача В1
: anat 20 September 2012, 07:14
Что-то я запутался. Здесь в условии задачи число зубьев звездочек: ведущей - 22, ведомой - 21;
В мелькнувшем 3 варианте - 48 и 11, соответственно;
На tut (http://news.tut.by/society/309150.html): 4 и14, соответственно.
Разве может быть число зубьев у ведущей звездочки меньше, чем у ведомой? Расстояние между зубьями практически равное, значит, какая звездочка больше, там и зубьев больше.
Однако, на рисунке указано, где какая звездочка. Поэтому с натяжкой могу допустить, что задача все же соответствует программе.
: Re: задача В1
: djek 20 September 2012, 09:02
Да. Задача решается не выходя за рамки "программ"
: Re: задача В1
: Евгений Ливянт 20 September 2012, 11:08
Чтобы решить задачу ученик должен приравнять линейные скорости, это элементарно и всем нам очевидно. Но про этот очевидный факт нет ни слова в учебнике. В программе также нет ременной передачи, а значит, ученик, готовясь к экзамену с помощью учебника и программы, не сталкивается с этим вопросам. Для меня все остальные рассуждения от лукавого - учение должен - не должен, учитель должен - не должен...
У меня сейчас возникла ассоциация.  При столкновении пешехода и автомобиля, как правило, виноват водитель, хотя бы потому, что он защищён железом. Так и здесь, я на стороне ученика, он менее защищён.
: Re: задача В1
: alsak 20 September 2012, 12:22
Я задачи данного типа отношу к виду: "Кинематика связанных тел". Раньше, при профильном обучении, такие задачи ученики физмат классов обязаны были решать.
Сейчас при 2 ч в неделю в 9 классе такие задачи не решаем. В лицее в 10-11 физмат классах 4 ч, и есть время на их решение: на факультативах, на платных курсах, при подготовке к олимпиадам.
Есть ли возможность и время научить учеников школ решать такие задачи - не знаю, в школе уже давно не работаю.
Но пока свое голосование не меняю.
: Re: задача В1
: newzubok 20 September 2012, 15:38
Разве может быть число зубьев у ведущей звездочки меньше, чем у ведомой?

Соотношение количества зубьев у звездочек может быть любым. Если у ведущей звездочки зубьев меньше, чем у ведомой, передача понижающая, наоборот - повышающая, если равное количество зубьев - прямая. Вариант с ведущей звездочкой с количеством зубьев меньшим, чем у ведомой, реализован на современных велосипедов с муфтой перемены передач, а также у так называемых горных велосипедов, у некоторых специальных велосипедов (например, цирковые, для выполнения трюков).

newzubok, ваше второе сообщение удалено, как не соответствующее теме.
Евгений, желательно не приводить примеров, провоцирующих к дисскусиям не по теме. alsak
: Re: задача В1
: newzubok 20 September 2012, 18:51
Чтобы решить задачу ученик должен приравнять линейные скорости, это элементарно и всем нам очевидно. Но про этот очевидный факт нет ни слова в учебнике. В программе также нет ременной передачи, а значит, ученик, готовясь к экзамену с помощью учебника и программы, не сталкивается с этим вопросам. Для меня все остальные рассуждения от лукавого - учение должен - не должен, учитель должен - не должен...
У меня сейчас возникла ассоциация.  При столкновении пешехода и автомобиля, как правило, виноват водитель, хотя бы потому, что он защищён железом. Так и здесь, я на стороне ученика, он менее защищён.

В обсуждении на форуме ТУТбая этой темы я приводил примеры соответствующих задач из сборников, которые рекомендованы МО для работы. То есть в этих сборниках такие задачи тоже не имеют права на существование?
Я не считаю, что в учебнике физики должны рассматриваться конструкции зубчатой, ременной или шестеренчатой передач. Это прерогатива специальных технических учебников. Но там и уровень рассмотрения конструкции другой! В учебнике физики дается основа - кинематика движения по окружности. Принцип работы автомобиля в учебнике физики тоже не рассматривается. Это значит, что не имеют права на существование и задачи, связывающие, скажем, линейную скорость автомобиля с угловой скоростью вращения его колес? Или, скажем, задачи с выражением "... если передаточное число 1:2"?