В учебных заведениях должна быть возможность реализации программ на повышенном уровне. "Изучение предметов на факультативном уровне показывает, что все равно это не вариант профильного обучения. Два факультатива и два урока - хуже, чем четыре полноценных урока", - подчеркнул министр.
"Если учебный год станет дольше, ничего плохого в этом не вижу. Но с какой целью?" - задался вопросом министр. По его словам, одно дело, когда это разгрузит детей, но совсем другое, если будет большая нагрузка.
"Мы сейчас занимаемся анализом. Если это будет в интересах детей, то никаких проблем здесь не вижу", - сказал Сергей Маскевич. Он подчеркнул, что если продление будет не в интересах семьи и ребенка, то такого увеличения учебного года не нужно делать.
до сих пор как самостоятельные учреждения работают вечерние школы со всем административным персоналом. "Почему вместо этого нельзя в обычной школе создать консультационный пункт, открыть вечерний 10-й и 11-й классы, где будут работать учителя этой же школы?" - аргументировал он.
"Более 17% общеобразовательных школ имеют менее 50 учеников, - продолжил Тозик. - В ряде школ учителей и обслуживающего персонала больше, чем учеников. Работает более 300 классов с одним учеником, в том числе старшие классы. В десятом классе сидит один ученик, и к нему каждый день приходит шесть учителей. А за 8 километров работает полнокомплектная школа, куда четыре раза в день ходит автобус. Стоимость обучения одного учащегося в таких классах превышает 300 млн рублей в год, а в обычных полнокомплектных классах - 7-8 млн. Вот где наши ресурсы".
Еще один источник зарабатывания денег - внебюджетные средства, для чего, заверил он, создана законодательная база.
Правительство также хочет пересмотреть существующую систему оплаты труда педагогов, ведь, как признал вице-премьер, она "во многом носит уравнительный характер". Он сообщил, что с 1 сентября 2013 года "планируется начать экспериментальную апробацию отраслевой системы оплаты труда". Как пояснил Тозик, эта система предусматривает оплату в зависимости от интенсивности, качества и достигнутых результатов.
он добавил, что полностью освободить педагогов от допнагрузки невозможно. "Не всю работу учителя можно загнать в инструкции. Учитель - это не профессия, а образ жизни. Ему должно быть дело до всего, что касается ребенка. Но без крайностей", - пояснил вице-премьер.
По его словам, в Беларуси на одного ученика приходится гораздо больше учителей, чем в странах-соседях — Литве, Польше и других. "Нам действительно можно набирать в два раза меньше студентов в педагогические вузы", — считает министр.
Министр связывает надежды на решение проблемы с проведением с 2013 года эксперимента по внедрению в отдельных учреждениях образования в Минске, Гродненской и Гомельской областях эксперимента по подушевому финансированию. Как неоднократно заявлялось ранее, выделение денег в расчете на каждого ребенка должно стимулировать школы улучшать качество подготовки, конкурировать за привлечение учеников.
По словам министра, реальные результаты от оптимизации будут заметны не сразу, а "через год, или через три, или через пять". "Главное, чтобы процесс направить в это русло и определить критерии успешности процесса", — подчеркнул он. Первый критерий — "никто не должен остаться на улице или без работы, каждый должен найти себя и определить свое место". Второй критерий — высокая оценка деятельности учреждения образования родителями и педагогами.
Министр образования Сергей Маскевич 21 декабря на пресс-конференции в Минске заявил, что правительство Беларуси направило в Администрацию президента новую редакцию правил приема в вузы, которая предусматривает отмену большинства льгот для абитуриентов. Об этом пишет БелаПАН.
В частности, предлагается отменить раздельный конкурс для выпускников сельских и городских учреждений образования и большинство других льгот при поступлении в вузы. Планируется сохранить только льготу по зачислению без вступительных испытаний абитуриентов, которые завоевали призовые места на международных и республиканских олимпиадах, других соревнованиях. Внеконкурсное зачисление также сохранится для ряда категорий абитуриентов при поступлении в вузы первого потока МВД, МЧС, Минобороны, Госпогранкомитета и в Белорусский государственный университет физической культуры.
Для поступающих на педагогические специальности на условиях целевой подготовки предлагается ввести требование о необходимости рекомендаций педагогических советов учреждений образования.
...школы должны давать такой уровень образования и по тем направлениям, которые были бы интересны стране. Нельзя распылять потенциал. Мы хотели бы выстроить четкие потоки, чтобы на выходе из школы молодежь не металась из стороны в сторону, а четко и мотивированно представляла свой дальнейший путь.
...
в 10–й класс должны идти те, кто может и хочет учиться. Какой может быть механизм? Высказываются разные точки зрения. Переводной экзамен или средний балл аттестата. Может, подобие ЦТ. Или же вовсе ничего, но тогда, замечает Василий Будкевич, надо понимать: не справляешься — можешь оказаться за бортом. В любом случае механизм итоговой аттестации должен быть независимым. А не так, как сегодня: кто учил, тот фактически и оценивает. О субъективизме говорят не только итоги контрольных срезов, которые до 1,5 балла расходятся с отметками в журнале. Даже на районных олимпиадах, где задания очень приближены к школьной программе и куда отправляют самых сильных ребят, результаты не ахти.
...
Если же после 9–го класса будет независимая аттестация, возможно, вопрос 10–го класса сам по себе решится: ученик, получая свидетельство, будет реально оценивать свои перспективы. Если базовую программу он усвоил на 4-5 баллов, то стоит ли зря отсиживать в школе еще два года, вместо того чтобы получить профессию?
...
в 5-9–х классах, когда ребенок еще не задумывается о будущей профессии, ранняя профилизация, по мнению многих ученых–педагогов, смысла не имеет. Система факультативов как раз дает возможность определиться к старшей ступени, что привлекает. Но вот в 10-11-х классах, готовясь к поступлению, школьники не полагаются лишь на факультативы. Нынче репетиторство — настолько массовое явление, что его расценивают как второе, параллельное школьному, образование. Поэтому все чаще на педагогических совещаниях заговаривают о возврате к профильному обучению. Ведь не каждому нужна физика на том уровне, на котором требует вуз, если он готовится поступать в иняз или на истфак. Вот физики и математики надеются, что их уроков в расписании станет больше. Но сколько бы часов ни добавили, при таком подходе их всегда будет не хватать.
...
Учиться в субботу — конечно, лучший вариант, чем продлевать учебный год, но, по сути, такой же малоэффективный. А вот профильное обучение вполне вписывается в пятидневный учебный план. Так работают нынче гимназии и лицеи. Но их всего–то 246. А общеобразовательных школ — более 3,3 тысячи!
...
точка зрения Юрия Загуменнова, заведующего кафедрой педагогики и психологии МГИРО, представителя Международного бюро просвещения ЮНЕСКО в СНГ:
— ...Цивилизованные страны, в том числе наши ближайшие соседи, избрали ... развитие мультипрофильной школы с основным блоком предметов. Ребята учат их на базовом уровне, а дисциплины, связанные с их будущими профессиями, — на профильных занятиях. Это так называемое инклюзивное образование, гарантирующее качество даже в обычной школе.
Никаких реформ на уровне общего среднего образования не планируется. Работа будет направлена на повышение качества образования, сохранение стабильности, использование современных информационных технологий.
Больше всего нас беспокоят физика и математика. Педагоги это связывают с количеством учебных часов. ... Надеюсь, на ближайшей коллегии будут приняты исчерпывающие меры, которые позволят нам увеличить количество часов на изучение этих предметов в школе.
Министерство образования Беларуси готовит примерный перечень социально значимых факультативов, которые будут бесплатными для школьников. Все остальное - за средства родителей.
факультатывы ў навучальных установах пераводзіць на платную аснову не плануецца. Факультатыўныя заняткі ў школах уваходзяць у асобны спіс. Многія з іх выкарыстоўваюцца вучнямі і настаўнікамі як дадатковыя заняткі па прадметах, на некаторых з іх ідзе падрыхтоўка да алімпіяд або тэстаў.
Удзел дзяцей і моладзі ў гуртках і секцыях ва ўстановах дадатковай адукацыі плануецца зрабіць платным. Аб гэтым паведаміла прэс-сакратар Міністэрства адукацыі Юлія Ваніна. Паводле яе слоў, цяпер дзеці могуць наведваць любыя гурткі і секцыі бясплатна. Рашэнне перавесці іх на платную аснову звязана з неабходнасцю эканоміі бюджэтных сродкаў. Новаўвядзенне набудзе моц з пачатку наступнага навучальнага года.
Мінадукацыі пачало фарміраванне пераліку сацыяльна значных аб’яднанняў па інтарэсах для ўстаноў дадатковай адукацыі. Мяркуецца, што ўдзел у некаторых з іх будзе бясплатным.
Как заявил Сергей Маскевич на пресс-конференции 26 февраля, какие-либо ограничения на обучение в 10-м классе вводиться не будут. «Может, в большей степени будет проводиться профориентационная работа, но никаких запрещающих мер идти ребенку в 10-й класс не будет», — подчеркнул министр.
...
С 1 сентября 2013 года Минобразования намерено обеспечить среднюю наполняемость 1-х, 5-х и 10-х в городских учреждениях общего среднего образования в 24 учащихся. 10-е и 11-е классы с наполняемостью до 5 учащихся открываться не будут вообще.
...
Даже решение о возвращении к профильному образованию министерство не может принять самостоятельно.
«Решение о возвращении к профильному образованию необходимо будет принимать на самом высоком уровне», — отметил Сергей Маскевич в начале года.
Беларускі прафсаюз работнікаў адукацыі і навукі прааналізаваў тлумачэнні Фонду сацыяльнай абароны насельніцтва Міністэрства працы і сацыяльнай абароны наконт прафесійнага страхавання, якое дае права на пенсію па выслузе гадоў, і высветлілася…
Калі кіравацца новымі правіламі, то жанчыны-настаўніцы змогуць пайсці на "датэрміновую" пенсію не раней чым у... 58 гадоў. Ды і то пры ўмове, што яны будуць бяздзетнымі і не скарыстаюцца правам на дэкрэтны адпачынак па долядзе за дзіцем да трох гадоў. У процілеглым выпадку “датэрміновая” пенсія будзе дасягнутая аж … у 61 год.
Мужчынам-настаўнікам новыя правілы даравалі такую ж “радасць”. Правам на “датэрміновы” выхад на пенсію яны змогуць скарыстацца толькі … у 68 гадоў, даўно дасягнуўшы права на пенсію па ўзросце.
Такія разлікі агучыў старшыня галіновага прафсаюза Аляксандр Бойка на клегіі Міністэрства адукацыі.
Минобразования прогнозирует увеличение спроса на рабочие специальности в Беларуси. Об этом сообщил министр образования Сергей Маскевич 3 апреля в Минске перед началом международной научно-практической конференции "Профессиональное образование в условиях глобальных вызовов".
...
"Не образованием единым, но и хлебом", — сказал Маскевич. Он подчеркнул, что в сфере реального производства зарплата у специалистов с профессиональным образованием выше, чем у тех, кто получил высшее образование. Министр отметил, что в стране высокий спрос на строителей, способных работать по современным технологиям.
Напомним, что в Беларуси значительно увеличен минимальный проходной балл для участия в конкурсе при поступлении в вузы. 26 февраля на пресс-конференции в Минске Маскевич выразил мнение, что это "отразится по-разному на различных специальностях". В этом году, по прогнозу министра, около 30% абитуриентов могут не набрать необходимое количество баллов и смогут участвовать в конкурсе на получение среднего специального образования, а также профессионального — в ПТУ.
С 2013/2014 учебного года в десятых классах средних школ Беларуси разрешено организовывать изучение предметов на повышенном уровне. Об этом БЕЛТА рассказали в Министерстве образования.
На повышенном уровне могут изучаться два учебных предмета соответствующего направления: физико-математического, химико-биологического, обществоведческого, филологического.
Обучение может быть организовано по двум моделям: объединение в класс учащихся для изучения на повышенном уровне одного направления и объединение в класс учащихся для изучения на повышенном уровне предметов по разным направлениям. Первую модель целесообразно использовать при наличии в школе нескольких десятых классов. Вторую - там, где невозможно сформировать один класс (24 ученика) по одному направлению. "При составлении расписания занятий по второй модели нужно предусмотреть возможность изучения всем классом учебных предметов на базовом уровне и возможность одновременно разойтись по группам во время занятий на повышенном уровне", - отметили в ведомстве.
Открывая совещание, Анатолий Тозик отметил, что на примере одного района и области необходимо рассмотреть все особенности проведения оптимизации, выработать определенный алгоритм действий и распространить его в целом на систему образования. Важно, чтобы процесс оптимизации не превратился в механическое сокращение численности работников образования, а был направлен, прежде всего, на повышение эффективности работы учреждений образования, на совершенствование качества обучения и воспитания, на рациональное использование бюджетных средств. Вице-премьер отметил, что все высвободившиеся в результате оптимизации средства останутся в системе образования и будут направлены на повышение оплаты труда.
Эту тему на "круглом столе" "СБ" мы пригласили обсудить заместителя премьер–министра Анатолия Тозика; заместителя министра образования Василия Будкевича; начальника научно–исследовательского центра Национального института образования Олега Лисейчикова; представителя Международного бюро просвещения ЮНЕСКО в странах СНГ, заведующего кафедрой педагогики и психологии Минского городского института развития образования Юрия Загуменнова, заместителя директора по учебной работе Бабиничской школы Оршанского района Татьяну Лукьянову; директора СШ № 9 г. Минска Евгения Доброневского; директора гимназии № 29 г. Минска Виктора Пшикова; директора гимназии № 11 г. Минска Ольгу Бойко; учителя математики СШ № 19 г. Минска Александра Фельдмана и заведующего кафедрой компьютерного моделирования физфака БГУ Анатолия Слободянюка.
"СБ": Уровень знаний школьников — сегодня повод для анекдотов. Преподаватели вузов в один голос жалуются: абитуриенты все слабее, приходится их доучивать по школьной программе, прежде чем дать вузовскую. Сколько детей нынче занимаются с репетиторами? Процентов 70! Значит, качество школьного образования не удовлетворяет? В чем, на ваш взгляд, причина?
"СБ": Национальный институт образования тоже проводил мониторинг качества образования школьников — и оценки в школьном журнале не совпадали с теми результатами, которые они показывали. Так?
"СБ": Раньше физика начиналась с 7–го класса, теперь — с 6–го один урок в неделю. Учителя говорят, что этот час — нерезультативный. 7 дней урок в голове не держится, да и дети не готовы, им не хватает математических знаний...
"СБ": Главным аргументом ухода от профилизации в школах было то, что школьнику необходимо "дать системный подход, общую картину знаний, научить быть образованным гражданином, а не заваливать его знаниями по физике и высшей математике". Сегодня мы возвращаемся к профилям. Какова цель? В каком виде это будет и что решит?
"Чем перегружены дети? Телефонами, компьютерами и играми"
"СБ": Если за урок приходится проходить по четыре параграфа, то о каком осмыслении можно говорить? Преподаватели вузов чуть ли не хором твердят: у нас сегодня студенты либо бестолково начитанные, либо сообразительные, но не знают фактуры.
Кому нужен средний балл аттестата?
"СБ": Но нужно ли по два часа биологии и химии в классе с физическим или гуманитарным уклоном? Может, уменьшить нагрузки по непрофильным предметам? Детям в 11–м классе по 16 дисциплинам оценки надо получить. А поскольку учитывается средний балл, идет погоня не за знаниями, а за оценками...
Справедливая зарплата учителей
С докладом по данному вопросу выступил Министр образования Сергей Маскевич, который озвучил выработанные министерством совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом подходы по оптимизации сети учреждений образования, их штатной численности и повышении эффективности расходования бюджетных средств.
В частности, были озвучены предложения по увеличению наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, сокращении сроков подготовки по отдельным специальностям в учреждениях профессионально-технического образования, оптимизации функций научно-методических учреждений и другие.
Участники совещания рассмотрели и в целом одобрили предлагаемые Министерством образования подходы к решению данных вопросов.
Отвечая на вопрос корреспондентов, министр отметил, что "около 27-30% выпускников базовой школы идут после 9-го класса в колледжи или профессиональные лицеи, еще около 30% выпускников 11-го класса также поступают в эти учебные заведения. Итого получается, что поступление выпускников на уровни профессионально-технического или высшего образования распределяется почти равномерно. Причем, многие, после получения рабочей квалификации, идут поступать в высшие учебные заведения".
Как подчеркнул Сергей Маскевич, "на сегодняшний день перед нами стоит задача отрегулировать более серьезно потоки выпускников девятых классов. В 10-11 классы должны идти те, кто не только хочет, но и может учиться далеее в вузе". При этом министр отметил, что "мы не ограничиваем возможности, просто предлагаем тем юношам и девушкам, которым тяжело учиться на старшей ступени учебной школы, выбрать вариант профессионально-технической подготовки, а уж после получения рабочей профессии выбирать свой дальнейший путь".
В ходе обсуждения изучались мнения респондентов о нормах кодекса, регулирующих различные аспекты. В частности, это сроки получения образования, вопросы организации образовательного процесса, права и обязанности субъектов образовательных отношений, управление образовательными учреждениями и другое...
Существенным потенциалом повышения качества образования обладает информационно-образовательная среда, развитие которой на национальном уровне требует разработки соответствующей правовой основы. Геннадий Пальчик пояснил, что, по его мнению, нужно закрепить возможность использования модульных и дистанционных технологий, сетевое взаимодействие учреждений образования и участников образовательного процесса.
"Назрела необходимость рассмотреть вопросы, связанные с экономикой образования, соотнесением государственного и негосударственного секторов, бюджетной и внебюджетной деятельности", - добавил парламентарий. Он также считает, что нужно разработать нормы законодательства по развитию государственно-частного партнерства в сфере образования, а для повышения качества образования необходимо подумать о создании системы внешней независимой государственной аттестации и сертификации учащихся на всех уровнях образования, а также оценки работы учреждения образования.
Геннадий Пальчик также отметил: "Целесообразно развитие системы национального комплексного мониторинга оценки качества образования, участия в международных мониторинговых исследованиях". Необходимо сравнить белорусское законодательство об образовании с нормами, которые существуют в странах-партнерах по ТС и в целом в СНГ. "Особое внимание должно быть уделено подготовке и закреплению педагогических кадров для национальной системы непрерывного образования", - подчеркнул депутат.
31 июля 2014 года в Национальном институте образования состоялась встреча Министра образования Республики Беларусь С. А. Маскевича с сотрудниками института и учителями-практиками по вопросам совершенствования качества образования по математике и физике в учреждениях общего среднего образования.
Рабочая группа для осуществления комплексного анализа системы образования Республики Беларусь создана в правительстве по поручению главы государства. Возглавил группу заместитель премьер-министра Анатолий Тозик.
В состав рабочей группы вошли ученые, практики, руководители учреждений образования, представители республиканских и местных органов государственного управления.
Организационное заседание рабочей группы состоялось 9 сентября. Анатолий Тозик отметил, что национальная система образования в Беларуси развивается динамично, обеспечиваются доступность и качество образования, растет ее авторитет у граждан страны. Вместе с тем есть и резервы для ее улучшения и дальнейшего развития.
"Нам необходимо с участием общественности, педагогических коллективов, родителей провести комплексное и всестороннее изучение всех звеньев образовательной системы, выявить имеющиеся проблемные вопросы и определить пути их решения", - заявил вице-премьер. Он также подчеркнул, что выработанные рабочей группой предложения будут учтены при доработке Кодекса Республики Беларусь об образовании. Это позволит создать правовое поле для совершенствования системы образования на данном этапе и на перспективу.
По мнению заместителя премьер-министра, пристального внимания требуют вопросы эффективного интеллектуального и физического развития обучающихся, трудового воспитания детей, необходимости формирования прикладного, практико-ориентированного содержания образования на всех уровнях подготовки.
Анатолий Тозик в рамках работы группы также предложил обсудить вопросы эффективности подготовки педагогических кадров и повышения престижа их труда, перехода на нормативное финансирование в учреждениях общего среднего образования, преемственности в получении образования на разных уровнях, развития частно-государственного партнерства и другие.
Предложения по вопросам развития и совершенствования образования можно направлять на специальный почтовый адрес правительства Республики Беларусь оbrazovanie@government.by и на Национальный образовательный портал [url=http://www.adu.by]www.adu.by[/url] ([url]http://www.adu.by[/url]) (раздел "Инфолиния").
Главой государства было поддержано предложение Правительства и Министерства образования Республики Беларусь о введении с 2015/2016 учебного года профильного обучения и конкурсного отбора в X класс (по баллу свидетельства об общем базовом образовании).
Структуру заданий централизованного тестирования в Беларуси планируется усовершенствовать. Об этом рассказал министр образования Беларуси Михаил Журавков в эфире "Беларусь 1".
"Вообще дальше будем развивать тесты в направлении введения еще одной части, где абитуриенты будут или писать эссе, или писать сочинение, это что касается гуманитарных предметов, или решать какие-то специальные задачи по естественным дисциплинам", - сказал Михаил Журавков.
Учителям со стажем утвердили надбавки за дополнительные уроки и занятия.
Министерство образования озвучило изменения, которые планируют внести в новую редакцию Кодекса об образованииЧитать полностью (https://news.tut.by/society/527462.html)
...
Во-первых, просьбы некоторых родителей услышали. В итоге школьники смогут идти в первый класс с 5 лет. Сейчас у родителей немало нареканий на то, что первоклассником может стать только тот, кому на начало учебного года есть 6 лет или исполняется до 30 сентября.
Во-вторых, факультативы в субботу разрешат для учеников не только 9 — 11 классов, но и для 5 — 8 классов.
В-третьих, наполняемость классов увеличат до 30 учеников. Сейчас, напомним, в средней школе максимум 25 учеников в классе, а в лицеях и гимназиях — 20. При этом окончательное решение о наполняемости классов остается за учредителем учебного заведения, который должен учесть все обстоятельства: количество детей в микрорайоне, санитарные нормы.