Задачи первого этапа, которые упоминаются в обращении.
А1 Вариант 2. Абитуриент провел в сети Интернет поиск информации о самых высоких видах деревьев . Результаты поиска он занес в таблицу
№ | Название дерева | Максимальная высота |
1 | Секвойя | 1,35·105 мм |
2 | Дугласия | 1,16·104 см |
3 | Эвкалипт | 1,43·102 м |
4 | Баобаб | 30 м |
5 | Баньян | 250 дм |
Из указанных в таблице деревьев самое высокое находится в строке, номер которой:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5.
Ответ: 3) 3.
А14 Вариант 1.
На рисунке 1 изображен график зависимости скорости изменения силы тока ΔI/Δt в катушке от времени t. Если индуктивность катушки L = 150 мГн, то в момент времени t = 7,5 с ЭДС самоиндукции Esi в катушке равна:
1) 4,8 мВ; 2) 12 мВ; 3) 18 мВ; 4) 24 мВ; 5) 36 мВ.
А14 Вариант 2.
На рисунке 2 изображен график зависимости скорости изменения силы тока ΔI/Δt в катушке от времени t. Если индуктивность катушки L = 20 мГн, то в момент времени t = 25 с ЭДС самоиндукции Esi в катушке равна:
1) 1,3 мВ; 2) 2,0 мВ; 3) 3,3 мВ; 4) 4,0 мВ; 5) 8,0 мВ.
Ответ 1 Вариант: -36 мВ.
Ответ 2 Вариант: -4,0 мВ.
В6. Вариант 2. На рисунке 3 представлена зависимость температуры t серебра (c = 250 Дж/(кг∙К)) массой m = 0,30 кг от времени t. При равномерном нагревании серебра до температуры плавления к нему ежесекундно подводилось количество теплоты Q0, равное … Дж.
В10 Вариант 2.
Прямой горизонтальный проводник длиной l = 0,4 м и массой m = 0,16 кг движется с ускорением, направленным вертикально вниз, в однородном магнитном поле, линии индукции которого горизонтальны и перпендикулярны проводнику. Модуль индукции магнитного поля B = 0,2 Тл. Если сила тока в проводнике I = 10 А, то модуль ускорения a проводника равен … м/с2.
Решение. На проводник с током в магнитном поле действую сила тяжести (m∙g) и сила Ампера (FA).
По условию не понятно направление силы Ампера, поэтому возможны два варианта: а) сила направлена вверх (рис. 4); б) сила направлена вниз (рис. 2). Запишем второй закон Ньютона для проводника:
\[m\cdot \vec{a}=m\cdot \vec{g}+\vec{F}_{A} ,\]
где FA = I∙B∙l∙sin α, α = 90° (линии индукции которого горизонтальны и перпендикулярны проводнику). Тогда
\[\begin{array}{c} {0Y:\; \; \; {\rm a})\; \; m\cdot a=m\cdot g-F_{A} ,\; \; \; a=g-\frac{F_{A} }{m} =g-\frac{I\cdot B\cdot l}{m} ;} \\ {0Y:\; \; \; {\rm b})\; \; m\cdot a=m\cdot g+F_{A} ,\; \; \; a=g+\frac{F_{A} }{m} =g+\frac{I\cdot B\cdot l}{m} .} \end{array}\]
После подстановки чисел получаем:
а) a = 5 м/с2, b) a = 15 м/с2.
Ответ. 5 или 15.
Задачи второго этапа.
А7 вариант 2 Если к идеальному одноатомному газу подведено количество теплоты, равное работе совершенной газом, т.е. Q = A, то такой процесс является:
1) изотермическим; 2) адиабатным; 3) изобарным; 4) изохорным; 5) нет верного ответа.
А8 вариант 2 Идеальный одноатомный газ находился при температуре t1 = 27 °C. Если при изохорном нагревании давление газа увеличилось в k = 1,2 раза, то конечная температура t2 газа равна:
1) 87 °C; 2) 52 °C; 3) 44 °C; 4) 39 °C; 5) 32 °C.
А11 вариант 2 На рисунке 1 изображены силовые линии ( Е) и эквипотенциальные поверхности (φ) электростатического поля, созданного закрепленным точечным зарядом q. Работа внешней силы будет максимальной при перемещении в этом поле пробного электрического заряда q0 из точки А в другую точку поля по траектории, которая обозначена цифрой: φ
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5.
В7 Вариант 2. В вертикальном цилиндрическом сосуде, закрытом легкоподвижным поршнем площадью поперечного сечения S = 40 см2, находилось ν = 2,0 моль идеального одноатомного газа. После того как газу медленно передали количество теплоты Q = 1,6 кДж, температура газа повысилась на ΔT = 50 К, а поршень переместился на Δh = 68 см. Если сосуд находился в воздухе, атмосферное давление которого p0 = 100 кПа, то масса m поршня равна … кг.
Решение. Процесс под легкоподвижным поршнем — это изобарный процесс.
1 способ. При изобарном процессе работа газа равна
\[A=p\cdot \Delta V=\nu \cdot R\cdot \Delta T,\]
где
\[p=p_{0} +\frac{m\cdot g}{S} ,\; \; \; \Delta V=S\cdot \Delta h.\]
Тогда
\[\begin{array}{c} {\left(p_{0} +\frac{m\cdot g}{S} \right)\cdot S\cdot \Delta h=\nu \cdot R\cdot \Delta T,\; \; \; \left(p_{0} \cdot S+m\cdot g\right)\cdot \Delta h=\nu \cdot R\cdot \Delta T,} \\ {m\cdot g=\frac{\nu \cdot R\cdot \Delta T}{\Delta h} -p_{0} \cdot S,\; \; \; m=\frac{\nu \cdot R\cdot \Delta T}{\Delta h\cdot g} -\frac{p_{0} \cdot S}{g} ,} \end{array}\]
m = 82 кг.
В этом способе оказалось лишнее данное Q = 1,6 кДж.
2 способ. Воспользуемся первым законом термодинамики. Количество теплоты, изменение внутренней энергии газа и работа газа при изобарном процессе связаны соотношением
\[Q=\Delta U+A.\; \; \; (1)\]
Изменение внутренней энергии идеального одноатомного газа
\[\Delta U=\frac{3}{2} \cdot \nu \cdot R\cdot \Delta T.\; \; \; (2)\]
При изобарном процессе работа газа равна
\[A=p\cdot \Delta V=\left(p_{0} +\frac{m\cdot g}{S} \right)\cdot S\cdot \Delta h=\left(p_{0} \cdot S+m\cdot g\right)\cdot \Delta h.\; \; \; (3)\]
После подстановки уравнений (2) и (3) в (1) получаем
\[\begin{array}{c} {Q=\frac{3}{2} \cdot \nu \cdot R\cdot \Delta T+\left(p_{0} \cdot S+m\cdot g\right)\cdot \Delta h,\; \; \; p_{0} \cdot S+m\cdot g=\frac{2Q-3\nu \cdot R\cdot \Delta T}{2\Delta h} ,} \\ {m=\frac{2Q-3\nu \cdot R\cdot \Delta T}{2\Delta h\cdot g} -\frac{p_{0} \cdot S}{g} ,} \end{array}\]
m = 12 кг.
Примечание.
Каждый из способов дает разные ответы. Это говорит о том, что неудачно подобраны числа. Например, для изобарного процесса
\[Q=\frac{5}{2} \cdot \nu \cdot R\cdot \Delta T\]
и должно быть равным 2,078 кДж.
Вариант 1 (автор Левянт Евгений)
Директору РИКЗа Н. С. Феськову
В этом учебном году в репетиционных тестах по физике есть задачи с грубыми физическими ошибками, некорректные и неточно сформулированные.
Например, в тесте первого этапа (второй вариант) задача В10 некорректна, так как по условию задачи невозможно однозначно определить направление силовых линий магнитного поля, а значит, можно получить два различных ответа – 5 и 15. При этом часть В тестов по физике не предполагает, что в задаче возможны два правильных ответа.
В тесте второго этапа РТ по физике задача В7 (в обоих вариантах) абсолютно некорректна, так как условия задачи не соответствуют законам физики. При решении задачи с помощью первого закона термодинамики получается ответ, который отличается от ответа при решении задачи с помощью уравнения Менделеева – Клапейрона.
Столь грубые ошибки вынудили нас обратить внимание и на недостаточно корректные условия в некоторых других задачах.
Например, задача А11 в тесте второго этапа сформулирована некорректно, так как не указано, что заряд положительный. Без этого указания задача не имеет однозначного ответа. Кроме этого, по условию задачи нельзя сделать вывод, что скорость заряда равна нулю в начальной и конечной точках траектории движения, а без этого указания задача также является не вполне корректной.
В задаче А14 первого этапа в ответах нет знака «минус», что противоречит закону электромагнитной индукции. Правильно было бы указать в условии, что надо найти величину, а лучше модуль величины самоиндукции.
Кроме этого, вызывает недоумение наличие в репетиционных тестах по физике первого и второго этапов задач по темам, которые ещё не изучались одиннадцатиклассниками. Непонятно, почему в репетиционные тесты по математике первого и второго этапа задачи по неизученным темам составители не включают, а по физике включают. Кстати, и ошибки в условиях задач тестов по математике встречаются значительно реже, чем в тестах по физике.
Просим ещё раз обратить внимание на качество задач в тестах по физике. Ошибки в условиях задач свидетельствуют о том, что авторы задач и составители теста не имеют достаточной квалификации для составления теста ЦТ, а значит, существует большая вероятность, что повторится ситуация 2012 года, когда за некачественными тестами РТ третьего этапа последовал бракованный тест ЦТ.
Мы не хотим, чтобы профессиональная дискуссия проходила в СМИ, однако, в случае игнорирования нашего обращения или в случае получения формального ответа (отписки) мы будем вынуждены опубликовать наше обращение. Кроме этого, мы опубликуем его, если обнаружим ошибки в условии теста третьего этапа РТ.
Вариант 2
Отличия от вариант 1:
1. Удалил ссылку на задачу А11 и абзац 4 «Столь грубые ошибки вынудили …»;
2. Изменил описание ошибки В7.
3. В описании В10 внес изменения: вместо «силовых линий магнитного поля», написал «линий индукции магнитного поля»(т.к. в условии нет силовых линий). И добавил предложение: «Если с этого года в тестах разрешается несколько правильных ответов, то сообщите об этом официально».
4. Вместо «авторы задач и составители теста не имеют достаточной квалификации для составления теста ЦТ» предлагаю: «составители задач допускают ошибки в тестах» (мы ничего не знаем о квалификации авторов, возможно, ошибки появились на этапах редактирования или в типографии).
Изменения внес А. Сакович.
Директору РИКЗа Н. С. Феськову
В этом учебном году в репетиционных тестах по физике есть задачи с грубыми физическими ошибками, некорректные и неточно сформулированные.
Например, в тесте первого этапа (второй вариант) задача В10 некорректна, так как по условию задачи невозможно однозначно определить направление линий индукции магнитного поля, а значит, можно получить два различных ответа «5» и «15». При этом часть В тестов по физике не предполагает, что в задаче возможны два правильных ответа. Если с этого года в тестах разрешается несколько правильных ответов, то сообщите об этом официально.
В тесте второго этапа РТ задача В7 (в обоих вариантах) составлена с ошибкой: в условии используются лишние данные, которые не согласуются с остальными величинами.
В задаче А14 первого этапа в ответах нет знака «минус», что противоречит закону электромагнитной индукции. Правильно было бы указать в условии, что надо найти величину, а лучше модуль величины самоиндукции.
Кроме этого, вызывает недоумение наличие в репетиционных тестах по физике первого и второго этапов задач по темам, которые ещё не изучались одиннадцатиклассниками. Непонятно, почему в репетиционные тесты по математике первого и второго этапа задачи по неизученным темам составители не включают, а по физике включают. Кстати, и ошибки в условиях задач тестов по математике встречаются значительно реже, чем в тестах по физике.
Просим ещё раз обратить внимание на качество задач в тестах по физике. Составители задач допускают ошибки в тестах, а значит, существует большая вероятность, что повторится ситуация 2012 года, когда за некачественными тестами РТ третьего этапа последовал бракованный тест ЦТ.
Мы не хотим, чтобы профессиональная дискуссия проходила в СМИ, однако, в случае игнорирования нашего обращения или в случае получения формального ответа (отписки) мы будем вынуждены опубликовать наше обращение. Кроме этого, мы опубликуем его, если обнаружим ошибки в условии теста третьего этапа РТ.
Если вы хотите подписать обращение, то оставьте об этом запись в данной теме форума.
В записи укажите полностью ФИО, место работы, категорию, научные звания.
Если вы согласны подписать только один вариант обращения, то укажите какой (Вариант 1 или Вариант 2, или предложите свой).
Ориентировочные сроки сбора подписей: до 10 февраля.
Окончательный вариант обращения.
В последнем абзаце учел следующее замечание (если будут возражения, верну текст обратно):
Кроме того, поскольку, на мой взгляд, целью обращения является не признание вины и покаяние РИКЗ, а исключение ошибок в дальнейшем, целесообразно опубликовать обращение в СМИ только в случае, если обнаружатся ошибки в задачах третьего этапа РТ.
Директору РИКЗа Н. С. Феськову
В этом учебном году в репетиционных тестах по физике есть задачи с грубыми физическими ошибками, некорректные и неточно сформулированные.
Например, в тесте первого этапа (второй вариант) задача В10 некорректна, так как по условию задачи невозможно однозначно определить направление линий индукции магнитного поля, а значит, можно получить два различных ответа «5» и «15». При этом часть В тестов по физике не предполагает, что в задаче возможны два правильных ответа. Если с этого года в тестах разрешается несколько правильных ответов, то сообщите об этом официально.
В тесте второго этапа РТ задача В7 (в обоих вариантах) составлена с ошибкой.
В задаче А14 первого этапа в ответах нет знака «минус», что противоречит закону электромагнитной индукции.
Кроме этого, вызывает недоумение наличие в репетиционных тестах по физике первого и второго этапов задач по темам, которые ещё не изучались одиннадцатиклассниками. Непонятно, почему в репетиционные тесты по математике первого и второго этапа задачи по неизученным темам составители не включают, а по физике включают. Кстати, и ошибки в условиях задач тестов по математике встречаются значительно реже, чем в тестах по физике.
Просим ещё раз обратить внимание на качество задач в тестах по физике. Составители задач допускают ошибки в тестах, а значит, существует большая вероятность, что повторится ситуация 2012 года, когда за некачественными тестами РТ третьего этапа последовал бракованный тест ЦТ.
Мы не хотим, чтобы профессиональная дискуссия проходила в СМИ, однако опубликуем наше обращение, если обнаружим ошибки в задачах третьего этапа РТ.
Василевский Алексей Сергеевич, репетитор по математике и физике, г. Минск.
Киреев Виктор Анатольевич, учитель физики Могилевского государственного областного лицея № 5, категория высшая.
Ливянт Евгений Борисович, учитель высшей категории, индивидуальный предприниматель.
Сакович Александр Леонидович, учитель физики Могилевского государственного областного лицея № 1, категория высшая.
Тимошук Сергей Николаевич, учитель физики Бережновской СШ
Обращение будет отправлено 17 февраля.
Если есть замечания, или новые изменения – пишите.
Так же до 17 февраля вы еще можете подписаться.
PS Не совсем понятна пассивность учителей физики. Редко посещают интернет? Или им все равно?