Нужна или не нужна нижняя граница баллов – это очень спорный вопрос. На мой взгляд нужна хотя бы для того, чтобы у приемной комиссии были бы законные основания отказать абитуриенту в поступлении. В последние годы несколько раз сталкивался с такой ситуацией: в июне в физматклассы лицеев недобор, и приходится зачислять учеников с отметками 1 или 2. Хотя в августе, когда проходит дополнительный набор в эти классы, конкурс на оставшиеся два-три места уже по 10 человек. Да и в вузах, мне кажется, лучше сразу не брать таких учеников, чем они поступят в сентябре, а в январе их придется отчислять.
Кроме того мне не совсем понятна эта игра в "круглые" числа. Почему 15 баллов, 20 баллов? Кто проводил хоть какой-нибудь анализ и решил, что нужна именно такая нижняя граница? И что будут делать, если эту границу преодолеет абитуриентов меньше, чем необходимо для вузов? И кто гарантирует, что уровень сложности (трудности) заданий будет каждый год один и тот же? И какими критериями пользуются составителя заданий для определения уровня сложности?
На мой взгляд, если уже и вводить нижнюю границу, то она должна быть «плавающая» и соответствовать процентам абитуриентов набравших определенное число баллов (как делали раньше). Например, в этом году в вузы страны необходимо принять 10 тыс абитуриентов, которые сдают физику. И тогда нижняя граница должна соответствовать баллам, которые набрали 11 тыс (или 12 тыс, или …, но это должны определять специалисты).
PS На многих сайтах комментаторы часто переводят эти баллы в отметки. А кто сказал, что 100 баллов на ЦТ соответствует отметке 10 в аттестате? Может здесь нужно ставить 15 баллов или еще больше? И чтобы ответить на этот вопрос, необходим хотя бы простейший статистический анализ: сравнить баллы на ЦТ и отметки в аттестатах. Проводили такой анализ? Где можно посмотреть их результаты?