Форум сайта alsak.ru
Задачи и вопросы по физике => Подготовка, анализ ЦТ => Тестирование 2012/2013 => : anat 30 October 2012, 22:04
-
А как вам задача, похожая на задачу В 10 из первого этапа РТ этого года?
Условие: В однородном магнитном поле, модуль индукции которого В = 0,20 Тл, находятся два длинных вертикальных проводника, расположенных в плоскости, перпендикулярным линиям индукции (см.рис.). Расстояние между проводниками l = 15 см, проводники в верхней части подключены к катушке, индуктивность которой L = 0,90 мГн. По проводникам может скользить без трения горизонтальный проводящий стержень массой m = 21 г. Если электрическое сопротивление всех элементов пренебрежимо мало, то из состояния покоя стержень может сместиться вниз на максимальное расстояние Δh, равное ... см.
-
Такое впечатление, что это еще один ответ Чемберлену (т.е. нам). Идеальная ситуация, в которой ток, запущенный падающим проводником в магнитном поле, будет идти бесконечно долго, и тогда сила Ампера будет вечно держать проводник в состоянии левитации.
Кстати, у меня при беглом решении получилось 15 см. А как дела у вас?
-
Если бы не семинар 1 ноября, вся эта чушь уже бы была в СМИ. Ладно, немного подождём.
-
Если бы не семинар 1 ноября, вся эта чушь уже бы была в СМИ. Ладно, немного подождём.
Подождать надо, как минимум, окончания первого этапа РТ.
-
Подобная задача разобрана в книге Слободянюк А.И. Сборник задач по физике. Очень длинные физические задачи: Пособие. — Мн.: БГУ, 2001. — С. 130-136. Задача 14. «Перемычка на рельсах». При повороте системы постоянная сила F поменяется на постоянную силу m∙g.
Для тех, у кого нет этой книги, выкладываю условие и решение (брал с файла, который Слободянюк А.И. раздавал еще до издания книги).
Это олимпиадная задача, для решения которой знание методов решения обычных школьных задач недостаточно.
-
Добрался до компьютера, чтобы выложить решение, а тут уже решение Слободянюка. У меня тоже получились колебания сверхпроводника, аналогичные колебаниям пружинного маятника. Энергетическое решение гораздо проще: mgh = LI2/2, где I = Ф/L, Ф = BS, S = xH, где х - длина стержня. Но какое отношение имеет олимпиадная задача к ЦТ и Программе. Сверхпроводимость (не уверен в справедливости всех формул в условия сверхпроводимости), чрезмерная идеализация (возможно ли создать такую установку в научной лаборатории) и неравномерное движение проводника (это мелочь, по сравнению с предыдущим).
-
Но какое отношение имеет олимпиадная задача к ЦТ и Программе.
Олимпиадная задача может (и должна) быть в ЦТ, и РИКЗ про это уже писал. Например, в книге "Физика: готовимся к централизованному тестированию.: Анализ ошибок..., - Мн., 2007, - С. 4.:
В тестах были использованы задания пяти уровней сложности. Согласно Спецификации, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, каждый вариант включал ... 2 задания V уровня сложности"
-
Но позвольте, я уже отмечал, кто и как определяет уровень сложности задания?
5-й уровень сложности задачи и олимпиадная задача - это задания одинаковой сложности?
-
Но позвольте, я уже отмечал, кто и как определяет уровень сложности задания?
5-й уровень сложности задачи и олимпиадная задача - это задания одинаковой сложности?
Это достаточно сложный и вечный методический спор. Я в свое время пробовал разобраться в этих уровнях (см. Сакович А. Л. Сложность физических задач и их уровни // Фізіка. Праблемы выкладання. – 2004. – № 1. – С. 33–40. (http://www.alsak.ru/content/view/17/)).
В документе "Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся... (http://www.alsak.ru/content/view/883/151/)" 5 уровень определяется так:
пятый уровень (высокий) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются от 9 до 10 баллов.
Что такое олимпиадная задача (по физике)? Официального определения не нашел. Но есть несколько статей на эту тему:
1. Олимпиадные задачи по физике (http://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B5)
Олимпиадные задачи по физике — задачи повышенной трудности, предлагающиеся школьникам на физических олимпиадах различного уровня.
2. Слободянюк А. И. Что такое олимпиадная физическая задача? // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2006. – № 5. – С. 49–51. (http://www.alsak.ru/content/view/76/)
3. Про школьные олимпиады (http://flying-bear.livejournal.com/787696.html)
-
С Вашей статье знаком. Но и без больших теоретических изысканий учителю-практику понятно: это как бы разные задачи по большому счету, во всяком случае так должно быть по определению.
-
Но позвольте, я уже отмечал, кто и как определяет уровень сложности задания?
А этого мы уже и не узнаем
-
Но позвольте, я уже отмечал, кто и как определяет уровень сложности задания?
А этого мы уже и не узнаем
Едкое замечание >:(
-
И все же, для начала, какой у вас ответ? Потом я свое решение покажу ;)
-
Кстати, первое РТ - это ЦТ 2012 (резервный день).
-
У меня возник вопрос. По мере движения стержня вниз, возникает все увеличивающаяся сила Ампера, которая в некоторый момент станет равна силе тяжести и стержень продолжит движение, но уже равномерно, с некой установившейся скоростью. Почему автора ставят вопрос о максимально пройденном расстоянии? Где ошибка в моих рассуждениях?
-
И все же, для начала, какой у вас ответ? Потом я свое решение покажу ;)
я нарешал 21 см в первом и 18 см во втором варианте.
Показывайте решение :D
-
А задача В 10 во втором РТ опять кривая. Наверное В 10 - несчастливый номер.
-
а разве "21 см" это не путь до равенства сил? по-моему, надо еще учитывать то, что после этого стержень должен остановиться, следственно увеличить ответ вдвое. или я не прав?