Форум сайта alsak.ru

Задачи и вопросы по физике => Подготовка, анализ ЦТ => Тестирование 2011/2012 => : alsak 19 September 2012, 09:08

: ЦТ А16
: alsak 19 September 2012, 09:08
А16. Вариант 1. На рисунке изображен глаз человека. Если луч АВ пройдет через точку, обозначенную цифрой ..., то у человека дефект зрения — близорукость.
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5.
Ответ: 5.
: Re: Задача А16
: alsak 19 September 2012, 09:14
Из сообщений на страницах interneta
Миканович А.В., Силенков М.А. Агрессивное невежество или дешёвый пиар (http://edu.gov.by/main.aspx?guid=18021&detail=91233) или
Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда? (http://news.tut.by/society/309150.html)
Замечание репетитора 1.
"… эта задача не соответствует программе вступительных экзаменов в вузы, так как в ней отсутствует какое-либо упоминание об оптической системе глаза и дефектах зрения".
Комментарий авторов.
Это задание соответствует разделу "Линзы. Построение изображений в тонких линзах".
 
Замечание репетитора 2.
"… в условии должно быть написано не «луч АВ», а «луч света АВ». С точки зрения математики луч АВ может пройти только через точку 2".
Комментарий авторов.
В задачах по геометрической оптике вместо понятия "световой луч" часто используется сокращенный вариант "луч". Например, в сборнике вопросов и задач по физике для десятого класса4 в разделе 9.2 "Задачи на построение" нет ни одной задачи, в которой бы вместо слова "луч", было бы написано "световой луч".
 
Замечание репетитора 3.
"… в условии должно быть написано: "… после преломления в хрусталике луч пройдет через точку …" или  "… после прохождения через хрусталик луч пройдет через точку …".
Комментарий авторов.
В этом утверждении содержится распространенное заблуждение. Преломление световых лучей происходит в основном на роговице глаза, а не на хрусталике. Прежде, чем предлагать какие-то правки, необходимо ознакомиться с литературой по данному вопросу.


Педагоги встали на защиту абитуриентов: ЦТ по физике – это «тяп-ляп» (http://www.interfax.by/article/94472)
Преподаватель школы: «Некорректно поставлен вопрос (после преломления луча или как?). Задача из курса физики средней школы, хотя дефекты зрения выпускники этого года не изучали в 8-м классе».


Форум к статье Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда? (http://forums.tut.by/showthread.php?14081223-%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%87%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83-%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-%D0%BA-%D0%A6%D0%A2-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%87%D1%8C%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0/page1)
al_vas
Добавлено: 06.09.12 14:39
Василевский Алексей Сергеевич. … Стаж работы учителем физики с 1997 года.
По поводу задачи А16. В школьной программе тема "Глаз. Дефекты зрения" вынесена отдельной темой и не включена в тему "Линзы". В теме линзы не объясняется что такое дефект зрения, что такое близорукость и дальнозоркость с точки зрения построения изображений в линзах. Поэтому НЕЛЬЗЯ включать данную тему в тему "Линзы".

postiim
Добавлено: 06.09.12 15:14
Замечание 2. Не думаю что так уж и важно добавлять слово "световых". В схематических изображениях почти всегда говорится о "ходе лучей" а не о "ходе световых лучей".
Замечание 3 Тогда уже корректнее писать о "преломляющей системе глаза" в которою входят роговица, хрусталик и стекловидное тело. Преломляющая способность роговицы действительно намного выше оной у хрусталика.

ldld
Ляндрес Давид Лазаревич, кандидат технических наук, в настоящее время репетитор по физике.
Добавлено: 06.09.12 16:25
На мой взгляд, самая очевидная ошибка – это задача А16. Она явно выходит за рамки программы. Для решения этой задачи недостаточно знать тему «Линзы». Линза не бывает близорукой или дальнозоркой, у нее нет расстояния наилучшего видения. Задача эта легкая, но не по программе.

newzubok
Добавлено: 06.09.12 22:02
Уважаемый Давид Лазаревич, а для чего изучают школьную физику? Лично я считаю, чтобы учащийся мог объяснить физические процессы и явления в окружающем его мире. Лично у меня в классах сидят и учащиеся, которые будут сдавать ЦТ, и те, кто не собирается этого делать, но они все живут в этом Мире и должны понимать хотя бы в общих чертах, как он устроен.
А еще, кроме меня лично, у меня в классах сидит множество очкариков!!!
Поэтому, когда я объясняю тему "Тонкая линза", а затем рассказываю о дефектах зрения и их исправлении, я пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся понимали, почему при том или ином дефекте мы видим вместо четкого изображения размытое пятно, где фокусируется изображение, и что нужно сделать, чтобы передвинуть его на сетчатку. Считаю, что изучать формулу тонкой линзы, решать задачи из этой темы на "10" и не понимать, как работают фотоаппарат, мультимедийный проектор, глаз и иже с ними бессмысленная трата времени. Большинство учащихся спустя 5 лет после окончания школы не вспомнит формулу тонкой линзы, а очки многим придется носить всю жизнь.
Александр Зубков, учитель высшей категории, г. Могилев.

ldld
Ляндрес Давид Лазаревич, кандидат технических наук, в настоящее время репетитор по физике.
Добавлено: 08.09.12 11:59
Что касается линзы и глаза, то, зная, что глаз представляет собой оптическую систему, чтобы решить задачу А16 в любом варианте теста, нужно ещё знать, в каком месте глаза должно сформироваться изображение (то есть что такое сетчатка глаза и где она расположена), в каком месте глаза формируется изображение при близорукости (то есть что такое близорукость), в каком месте глаза формируется изображение при дальнозоркости (то есть что такое дальнозоркость), знать о способности глаза сохранять место формирования изображения при изменении расстояния до рассматриваемого предмета (то есть что такое аккомодация), знать, что такое расстояние наилучшего видения. Одних терминов пять штук. И все не относятся к линзам. Да, дети изучают это согласно школьной программе. Да, значительная часть детей – очкарики, и они знают это без всяких программ. Но в темы «Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы» это не входит ни в каких программах и ни в каких учебниках. А отдельно ни строение и свойства глаза, ни зрение и его дефекты в программе вступительных испытаний не упомянуты. Вот почему я считаю, что задача А16 не соответствует программе вступительных испытаний.

anationa
Добавлено: 18.09.2012  07:25
Особых претензий к данной задаче у меня не было бы, если бы не тот факт, что эти выпускники тему "световые явления" в 8 классе (и в 9, 10) не проходили. А в 11 классе уроки по "Геометрической оптике" такие:
1. Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Самостоятельная работа по теме «Интерференция и дифракция света» (С места в карьер. Ну как можно это все пройти на уроке, если ученики не знают даже закона отражения света???)
2. Лабораторная работа 3 «Определение показателя преломления стекла» (жесть, не правда ли?)
3. Решение задач по теме «Закон преломления света»
Далее формула тонкой линзы и оптические приборы.
Учителя понимают, что обычно, уроков еще меньше. Поэтому ньюансы с глазом в ЦТ можно было не вставлять.

Возможно, я некоторые сообщения и потерял. Если считаете нужным - добавьте.

: Re: Задача А16
: alsak 19 September 2012, 09:40
Я проголосовал «Нет». Читаем в программе вступительных испытаний по учебному предмету «Физика» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования, 2012 год (http://www.alsak.ru/content/view/2129/151/) для темы Оптика:
Источники света. Прямолинейность распространения света. Скорость распространения света. Отражение света. Закон отражения света. Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале. Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Призма. Ход лучей в призме. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Спектр.

В требованиях к подготовке абитуриентов этой программы
В результате изучения предъявляемого к усвоению учебного материала абитуриент должен
знать / понимать:
физические явления: … прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, дифракция и интерференция света, поглощение и дисперсия света;

уметь:
решать задачи:
на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью; на применение законов отражения и преломления света, формулы тонкой линзы; на использование условий максимума и минимума интерференции, формулы дифракционной решетки;


Кроме того, тема «Глаз как оптическая система. Близорукость, дальнозоркость. Коррекция зрения.» изучается только в 8 классе (http://www.alsak.ru/content/view/843/151/), но выпускники 2012 года в 8 классе эту тему не изучали.

В программе 11 класса 2009 года (http://www.alsak.ru/content/view/873/151/) в требованиях к уровню подготовки учащихся написано:
Учащийся должен
владеть:
практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение длины световой волны, порядка дифракционных максимумов, на построение хода световых лучей в призмах и плоскопараллельных пластинах, в системах линз; характеристик изображения в тонкой линзе с использованием законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света, формул дифракционной решетки, тонкой линзы.

И здесь нет темы про глаз.

PS Я со своими учениками при подготовке к ЦТ задачи про глаз разбирал.
: Re: Задача А16
: anat 20 September 2012, 07:16
Моё мнение процитировано выше. "Нет".
: Re: Задача А16
: djek 20 September 2012, 09:01
Нет. Цитаты "программы" тому подтверждение
: Re: Задача А16
: newzubok 20 September 2012, 15:44
Несмотря на то, что ученики прошлого выпуска не изучали в 8-м тему "Дефекты зрения", они должны знать, что глаз - это оптическая система? Неужели учителя насчтолько придерживаются буквы программы, что проходя тему "Линзы", строя изображение на экране, не говорят детям о том, что точно такое же изображение строится на сетчатке глаза?
Зачем тогда мы изучаем физику, коллеги? Я проголосовал "Да".
: Re: Задача А16
: anat 20 September 2012, 20:42
"Несмотря на то, что ученики прошлого выпуска не изучали в 8-м тему "Дефекты зрения", они должны знать, что глаз - это оптическая система? Неужели учителя насчтолько придерживаются буквы программы, что проходя тему "Линзы", строя изображение на экране, не говорят детям о том, что точно такое же изображение строится на сетчатке глаза?"

А дети изучали близорукость (дальнозоркость)? Нет! Они не знают, где образуется изображение при близорукости!
: Re: Задача А16
: newzubok 20 September 2012, 21:16
"Несмотря на то, что ученики прошлого выпуска не изучали в 8-м тему "Дефекты зрения", они должны знать, что глаз - это оптическая система? Неужели учителя насчтолько придерживаются буквы программы, что проходя тему "Линзы", строя изображение на экране, не говорят детям о том, что точно такое же изображение строится на сетчатке глаза?"

А дети изучали близорукость (дальнозоркость)? Нет! Они не знают, где образуется изображение при близорукости!

А тему линзы они изучали? А слабо им изображение построить? А даже если забыли, что рассеивающая линза не дает действительного изображения, на картинке в условии четко нарисован хрусталик - выпуклая линза. Я в споре на ТУТе приводил решение этой задачи с использованием только сообразительности и темы "Построение изображений, даваемых линзой".
: Re: Задача А16
: anat 20 September 2012, 22:05
А тему линзы они изучали? А слабо им изображение построить? А даже если забыли, что рассеивающая линза не дает действительного изображения, на картинке в условии четко нарисован хрусталик - выпуклая линза. Я в споре на ТУТе приводил решение этой задачи с использованием только сообразительности и темы "Построение изображений, даваемых линзой".

Ну построили изображения. Три можно построить. Какое для близорукости? Повторяю - близорукость не изучали!
: Re: Задача А16
: newzubok 20 September 2012, 22:24
Названия понятны? "Близорукость" и "дальнозоркость" это не астигматизм. Думаю, что есть что можно понять только из названий...
: Re: Задача А16
: anat 20 September 2012, 23:00
Названия понятны? "Близорукость" и "дальнозоркость" это не астигматизм. Думаю, что есть что можно понять только из названий...

Абитуриенты могут знать, что близорукость, это когда плохо видишь далекие объекты, но где находится изображение: перед сетчаткой или после, они не знают.
Поэтому я и проголосовал: "Нет"
: Re: Задача А16
: newzubok 20 September 2012, 23:11
Названия понятны? "Близорукость" и "дальнозоркость" это не астигматизм. Думаю, что есть что можно понять только из названий...

Абитуриенты могут знать, что близорукость, это когда плохо видишь далекие объекты, но где находится изображение: перед сетчаткой или после, они не знают.
Поэтому я и проголосовал: "Нет"
Ага, то есть Вы допускаете, что соображалки абитуриента хватит, чтоб догадаться, что близорукий человек хорошо видит объекты, находящиеся близко... И, думаю, раз он изучил тему "Линзы. Построение изображений в линзах", его догадливости должно хватить на то, чтобы построить изображение близколежащей к глазу точки, сфокусировав его прямо на сетчатку? Теперь остается только отодвинуть эту точку вдаль и построить ее изображение. Тема, означенная выше в кавычках входит в программу для поступающих и мы предполагаем, что абитуриент ее знает...
: Re: Задача А16
: anat 20 September 2012, 23:33
Названия понятны? "Близорукость" и "дальнозоркость" это не астигматизм. Думаю, что есть что можно понять только из названий...

Абитуриенты могут знать, что близорукость, это когда плохо видишь далекие объекты, но где находится изображение: перед сетчаткой или после, они не знают.
Поэтому я и проголосовал: "Нет"
Ага, то есть Вы допускаете, что соображалки абитуриента хватит, чтоб догадаться, что близорукий человек хорошо видит объекты, находящиеся близко... И, думаю, раз он изучил тему "Линзы. Построение изображений в линзах", его догадливости должно хватить на то, чтобы построить изображение близколежащей к глазу точки, сфокусировав его прямо на сетчатку? Теперь остается только отодвинуть эту точку вдаль и построить ее изображение. Тема, означенная выше в кавычках входит в программу для поступающих и мы предполагаем, что абитуриент ее знает...

Не думаю, что это так просто. Особенно, если человек не знает, как работает глаз. Хрусталик не простая линза, а линза, у которой меняется фокусное расстояние в зависимости от расстояния до объекта. Поэтому, где будет изображение, когда объект станет далеко, абитуриент, не изучавший строение и работу глаза, может только догадываться. И все это на фоне 4-х уроков геометрической оптики в 11 классе за весь школьный курс. Поэтому, если не проходили устройство и работу глаза в школе, то нечего и на ЦТ такие задачи ставить.
Ученики рассказывали, что когда увидели эту задачу, то просто не поняли, что от них требуется. Те, кто к олимпиадам готовился, немного были в курсе, остальные ставили наугад.
: Re: Задача А16
: newzubok 20 September 2012, 23:44
Не думаю, что это так просто. Особенно, если человек не знает, как работает глаз. Хрусталик не простая линза, а линза, у которой меняется фокусное расстояние в зависимости от расстояния до объекта. Поэтому, где будет изображение, когда объект станет далеко, абитуриент, не изучавший строение и работу глаза, может только догадываться. И все это на фоне 4-х уроков геометрической оптики в 11 классе за весь школьный курс. Поэтому, если не проходили устройство и работу глаза в школе, то нечего и на ЦТ такие задачи ставить.
Ученики рассказывали, что когда увидели эту задачу, то просто не поняли, что от них требуется. Те, кто к олимпиадам готовился, немного были в курсе, остальные ставили наугад.

Если у хрусталика меняется фокусное расстояние, глаз здоров, задача не имеет смысла. Про геометрическую оптику - не надо песен. Если линзы изучаются в 8-м классе, в 11-м их уже нет. Насколько помню, там преломление и волновая оптика. 4 часа на линзы в 11-м - лучше, чем те же часы в 8-м. (Из всех часов в 8-м реально с физикой и набежит 4... Остальное так... Источники света, то да се...)
: Re: Задача А16
: anat 21 September 2012, 09:56
Не думаю, что это так просто. Особенно, если человек не знает, как работает глаз. Хрусталик не простая линза, а линза, у которой меняется фокусное расстояние в зависимости от расстояния до объекта. Поэтому, где будет изображение, когда объект станет далеко, абитуриент, не изучавший строение и работу глаза, может только догадываться. И все это на фоне 4-х уроков геометрической оптики в 11 классе за весь школьный курс. Поэтому, если не проходили устройство и работу глаза в школе, то нечего и на ЦТ такие задачи ставить.
Ученики рассказывали, что когда увидели эту задачу, то просто не поняли, что от них требуется. Те, кто к олимпиадам готовился, немного были в курсе, остальные ставили наугад.

Если у хрусталика меняется фокусное расстояние, глаз здоров, задача не имеет смысла. Про геометрическую оптику - не надо песен. Если линзы изучаются в 8-м классе, в 11-м их уже нет. Насколько помню, там преломление и волновая оптика. 4 часа на линзы в 11-м - лучше, чем те же часы в 8-м. (Из всех часов в 8-м реально с физикой и набежит 4... Остальное так... Источники света, то да се...)

Ну, во-первых, если человек видит, то фокусное расстояние его хрусталика меняется. Иначе очки не помогут. Если фокус не меняется, то человек слепой, и о близорукости говорить не приходиться.
Во-вторых, по часам.
Уроки в 8-м классе:
1. Источники света
2. Прямолинейность распространения света. Скорость распространения света.
3. Закон отражения света
4. Зеркала.
5. Решение задач
6. Преломление света.
7. Линзы.
8. Построение изображений в тонких линзах
9. Решение задач
10. Лабораторная работа
11. Решение задач
12. Глаз. Дефекты зрения. Очки (!!!)
13. Обобщение
14. Контрольная работа

в 11 классе:
1. Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Самостоятельная работа по теме «Интерференция и дифракция света»
2. Лабораторная работа 3 «Определение показателя преломления стекла»
3. Решение задач по теме «Закон преломления света»
4. Формула тонкой  линзы.
5. Лабораторная работа 4 «Определение фокусных расстояний тонких линз»
6. Решение задач по теме «Формула тонкой  линзы»
7. Оптические  приборы
8. Решение задач по теме «Оптические приборы»

Обрати на первый урок в 11 классе. Ученики не изучали отражение света, а его и нет в планировании. Разве можно это все пройти за один урок, да еще и сам. работу провести?
Глаз, как видим не изучается. Не прописана даже тема: "Построение изобр. в линзах". А некогда его строить. Всего один урок на разъяснение и один урок на решение задач. Здесь хоть бы формулы охватить успеть.
В 8-м классе к тому же, геометрическая оптика вынесена отдельной темой, поэтому урок обобщения играет гораздо большую роль, чем в 11-м. В 11-м надо охватить еще и волновую оптику. Тоже касается и контрольной работы.
Вообще я считаю, что не надо здесь искать какое-то решение заменить темы 8 класса в 11-м. Быстрее всего, просто кто-то забыл, что в 8-м классе эти темы не изучаются. На своем сайте я уже этот вопрос затрагивал. Обрати внимание, что и в прошлом году, и в позапрошлом, даже на районных олимпиадах участникам 9 и 10 классов предлагалось решить задачи по оптике. Но они же эти темы вообще не изучали! Такая же ситуация и на ЦТ. Упустили авторы этот момент. Не посмотрели программу для 8 класса 2009 года. Короче, миром правит не Тайная ложа, а Явная лажа!
: Re: Задача А16
: newzubok 21 September 2012, 10:51
Ну, во-первых, если человек видит, то фокусное расстояние его хрусталика меняется. Иначе очки не помогут. Если фокус не меняется, то человек слепой, и о близорукости говорить не приходиться.

Вы это серьезно???  ??? А об искусственном хрусталике Вы ничего не слышали? Или Вы искренне полагаете, что и у искусственного хрусталика фокус меняется???
Если глаз близорук, фокусное расстояние конечно-же меняется, но не в такой степени, как у здорового. При высоких "минусах" можно сказать, что оно вообще не меняется. Так что... Пока хрусталик прозрачен и сетчатка работает, человек не слеп.

Во-вторых, по часам.
Уроки в 8-м классе:
в 11 классе:

Простите, но мы сейчас не о справедливости. Жизнь изначально несправедлива. В этом году вон чуть не забыли о законе Архимеда... :o Ну... Реформы у нас просто такие.
"Линзы. Построение изображений в линзах" в программе для поступающих есть? И меня в данном случае не волнует как абитуриент готовился к поступлению: в 8-м классе, в 11-м, с репетитором или еще как-то.
: Re: Задача А16
: anat 21 September 2012, 18:14

Вы это серьезно???  ??? А об искусственном хрусталике Вы ничего не слышали? Или Вы искренне полагаете, что и у искусственного хрусталика фокус меняется???
Если глаз близорук, фокусное расстояние конечно-же меняется, но не в такой степени, как у здорового. При высоких "минусах" можно сказать, что оно вообще не меняется. Так что... Пока хрусталик прозрачен и сетчатка работает, человек не слеп.

Простите, но мы сейчас не о справедливости. Жизнь изначально несправедлива. В этом году вон чуть не забыли о законе Архимеда... :o Ну... Реформы у нас просто такие.
"Линзы. Построение изображений в линзах" в программе для поступающих есть? И меня в данном случае не волнует как абитуриент готовился к поступлению: в 8-м классе, в 11-м, с репетитором или еще как-то.

Не знаю про искусственный хрусталик. Возможно в нем меняется фокусное расстояние. Возможно все работает как в фотоаппарате. В любом случае изображение должно попадать на сетчатку, а при неизменяющемся хрусталике это возможно только с одного расстояния. А ученик знает про это?
Но давайте не отходить в сторону.
1. Ученик не знает где изображение при близорукости, так или не так? Прошу ответить хотя бы на этот раз.
2. "Изображение в линзах" есть, "Глаза" нет. Судя по твоей логике, задачи на ЦТ быть не должно!
: Re: Задача А16
: newzubok 21 September 2012, 19:55

Вы это серьезно???  ??? А об искусственном хрусталике Вы ничего не слышали? Или Вы искренне полагаете, что и у искусственного хрусталика фокус меняется???
Если глаз близорук, фокусное расстояние конечно-же меняется, но не в такой степени, как у здорового. При высоких "минусах" можно сказать, что оно вообще не меняется. Так что... Пока хрусталик прозрачен и сетчатка работает, человек не слеп.

Простите, но мы сейчас не о справедливости. Жизнь изначально несправедлива. В этом году вон чуть не забыли о законе Архимеда... :o Ну... Реформы у нас просто такие.
"Линзы. Построение изображений в линзах" в программе для поступающих есть? И меня в данном случае не волнует как абитуриент готовился к поступлению: в 8-м классе, в 11-м, с репетитором или еще как-то.

Не знаю про искусственный хрусталик. Возможно в нем меняется фокусное расстояние. Возможно все работает как в фотоаппарате. В любом случае изображение должно попадать на сетчатку, а при неизменяющемся хрусталике это возможно только с одного расстояния. А ученик знает про это?
Но давайте не отходить в сторону.
1. Ученик не знает где изображение при близорукости, так или не так? Прошу ответить хотя бы на этот раз.
2. "Изображение в линзах" есть, "Глаза" нет. Судя по твоей логике, задачи на ЦТ быть не должно!

В фотоаппарате (в нормальном фотоаппарате!!!) фокусировка достигается за счет изменения расстояния между линзой или системой линз и фотоматериалом или светочувствительной матрицей. А как осуществляется фокусировка в простейшей "мыльнице"? А в фотокамере мобильного телефона? Про мультифокальные линзы что-то слышал? Толщина искусственного хрусталика не меняется так, как у естественного. Первые искусственные вообще делали из оргстекла.
Но ладно, не будем отходить в сторону:
1. Ты признал, что ученик догадался: близорукий человек хорошо видит вблизи? Вот я и говорю о том, что ученику этому нужно построить изображение точки, находящейся вблизи глаза, сфокусированное прямо на сетчатку. Потом отодвинуть точку от глаза... Изображение строить умеем? Вот и строим его, и определяем, где оно окажется относительно сетчатки.
2. Да, для ученика, не изучавшего дефекты зрения, это задача не первого уровня. И даже не третьего! Но кто сказал, что в ЦТ не имеют право на существование задачи пятого уровня? Большинство не дотумкало до построения изображений? Ну и прекрасно. Значит абитуриент получит за ее решение, в общем-то, довольно простое и не затратное по времени, больше баллов!
: Re: Задача А16
: anat 21 September 2012, 20:44
В фотоаппарате (в нормальном фотоаппарате!!!) фокусировка достигается за счет изменения расстояния между линзой или системой линз и фотоматериалом или светочувствительной матрицей. А как осуществляется фокусировка в простейшей "мыльнице"? А в фотокамере мобильного телефона? Про мультифокальные линзы что-то слышал? Толщина искусственного хрусталика не меняется так, как у естественного. Первые искусственные вообще делали из оргстекла.
Но ладно, не будем отходить в сторону:
1. Ты признал, что ученик догадался: близорукий человек хорошо видит вблизи? Вот я и говорю о том, что ученику этому нужно построить изображение точки, находящейся вблизи глаза, сфокусированное прямо на сетчатку. Потом отодвинуть точку от глаза... Изображение строить умеем? Вот и строим его, и определяем, где оно окажется относительно сетчатки.
2. Да, для ученика, не изучавшего дефекты зрения, это задача не первого уровня. И даже не третьего! Но кто сказал, что в ЦТ не имеют право на существование задачи пятого уровня? Большинство не дотумкало до построения изображений? Ну и прекрасно. Значит абитуриент получит за ее решение, в общем-то, довольно простое и не затратное по времени, больше баллов!

Я ученик, закончивший 11 классов и у меня несколько вопросав:
1. Что такое сетчатка?
2. Что такое хрусталик?
3. Близорукость, это когда видишь вблизи хорошо или плохо? У меня хорошее зрение, и я не знаю точно.
4. Мне учитель рассказывал, что шарообразный сосуд является линзой. На рисунке нарисован глаз. Овал выполняет роль линзы или большой круг - линза? А может надо учитывать и овал и круг?
: Re: Задача А16
: newzubok 21 September 2012, 21:09
Я ученик, закончивший 11 классов и у меня несколько вопросав:
1. Что такое сетчатка?
2. Что такое хрусталик?
3. Близорукость, это когда видишь вблизи хорошо или плохо? У меня хорошее зрение, и я не знаю точно.
4. Мне учитель рассказывал, что шарообразный сосуд является линзой. На рисунке нарисован глаз. Овал выполняет роль линзы или большой круг - линза? А может надо учитывать и овал и круг?


Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе пока что делать нечего... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии прогулял? О ПТУ не задумывался? Каменщик - хорошая специальность...
: Re: Задача А16
: anat 21 September 2012, 21:26
Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе пока что делать нечего... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии прогулял? О ПТУ не задумывался? Каменщик - хорошая специальность...

Да не люблю я биологию. А это что, я на тест по биологии попал? А у нас будет биология во ВТУЗе? А в каком семестре? От елы-палы, что твориться! А я так физику хорошо знаю! Думал инженером стать, программистом! А тут на тебе, биология! А по географии вопросы будут тоже? И по истории? А по физкультуре тоже нормативы надо будет сдавать? А по музыке? Вот это да, что ж за беспредел у вас тут творится!
Ну согласись же, твой посыл к биологии в данном случае неуместен.
: Re: Задача А16
: Kivir 21 September 2012, 21:31
Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе ..... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии ....
Уважаемый newzubok. Вы снова меняете тему. Переход на личности, обвинения или высказывания оскорбительного характера недопустимы на форуме!
: Re: Задача А16
: alsak 21 September 2012, 21:41
Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе ..... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии ....
Уважаемый newzubok. Вы снова меняете тему. Переход на личности, обвинения или высказывания оскорбительного характера недопустимы на форуме!
Виктор, здесь нет оскорблений, они просто "играют".
anat и newzubok, а не кажется, что ваш спор пошел по кругу? Пора из него выходить
: Re: Задача А16
: newzubok 21 September 2012, 21:41
Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе ..... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии ....
Уважаемый newzubok. Вы снова меняете тему. Переход на личности, обвинения или высказывания оскорбительного характера недопустимы на форуме!

И-и-извини-и-и-ите!!! Кого я оскорбил? "Абитуриента", которому предложил задуматься о выборе профессии??? Или Вы считаете, что "профессия" модератор достойна уважения, а профессия каменщик нет?
Человек собрался получать ВЫСШЕЕ образование!!! И рассказывает здесь о том, что я не люблю биологию... Читаем в скобках "географию", "историю", "литературу" и так далее... Я высказываюсь здесь о предложенной на тестировании задаче и высказываю свои аргументы в объяснение того, почему она могла быть предложена! А некоторые считают, что задачи по физике должны ограничиваться только рамками физики, а если "я не люблю биологию", то увольте.
Ну давайте будем продолжать в том же духе... Будем считать, что у нас уровень образования не снизился за последнее десятилетие...
Кстати... Тема как называется? "Задачи ЦТ 2012"??? Так вот я как раз о задачах ЦТ 2012.
: Re: Задача А16
: anat 21 September 2012, 21:42
Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе ..... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии ....
Уважаемый newzubok. Вы снова меняете тему. Переход на личности, обвинения или высказывания оскорбительного характера недопустимы на форуме!

Встаю на защиту newzubok. Он обращался не к конкретному человеку, а к абстактному школьнику, так что все здесь нормально. Кроме того, что для решения задачи ЦТ по физике, надо на отлично знать биологию (по мнению newzubok).
: Re: Задача А16
: newzubok 21 September 2012, 21:44
Виктор, здесь нет оскорблений, они просто "играют".
anat и newzubok, а не кажется, что ваш спор пошел по кругу? Пора из него выходить

Спасибо за понимание... Я и хотел написать anat о том, что он согласился с тем, что абитуриент понимает, что такое близорукость. И вот снова пишет "а я не знаю, я вблизи хорошо вижу, или плохо вижу".
В общем, мои аргументы, думаю, в пользу этой задачи понятны...
: Re: Задача А16
: anat 21 September 2012, 21:46
Человек собрался получать ВЫСШЕЕ образование!!! И рассказывает здесь о том, что я не люблю биологию... Читаем в скобках "географию", "историю", "литературу" и так далее... Я высказываюсь здесь о предложенной на тестировании задаче и высказываю свои аргументы в объяснение того, почему она могла быть предложена! А некоторые считают, что задачи по физике должны ограничиваться только рамками физики, а если "я не люблю биологию", то увольте.
Ну давайте будем продолжать в том же духе... Будем считать, что у нас уровень образования не снизился за последнее десятилетие...
Кстати... Тема как называется? "Задачи ЦТ 2012"??? Так вот я как раз о задачах ЦТ 2012.

Больше спорить не буду. Ты споришь ради спора. Не согласен, оставайся при своих, но твои аргументы высосаны из пальца.  :P
: Re: Задача А16
: newzubok 21 September 2012, 21:47
Встаю на защиту newzubok. Он обращался не к конкретному человеку, а к абстактному школьнику, так что все здесь нормально. Кроме того, что для решения задачи ЦТ по физике, надо на отлично знать биологию (по мнению newzubok).

Ты считаешь, что знание строения глаза в общих чертах это "на отлично"??? ;D Насмешил! (Как-то смайликов здесь не зватает, чтоб выразить мои эмоции! Недостаточно смеются, по-моему!) ;D
: Re: Задача А16
: newzubok 21 September 2012, 21:50
Ну согласись же, твой посыл к биологии в данном случае неуместен.

Не соглашусь! Достали уже с экранов ТВ большие начальники, вещающие, что "У этам сезоне мы абнавили трубы трыста дваццаць пяць чалавекам, што пазволит сэканомиць васемсот тон топачнага мазутА!" И у них у всех высшие образования!!!
: Re: Задача А16
: Kivir 21 September 2012, 22:03
И-и-извини-и-и-ите!!! Кого я оскорбил? "Абитуриента", которому предложил задуматься о выборе профессии??? Или Вы считаете, что "профессия" модератор достойна уважения, а профессия каменщик нет?
Я считаю, что любая профессия достойна уважения! И каменщика, и модератора и ...
Если Я не вник в Ваш спор полностью, то звиняйте (забираю обратно своё замечание).
по поводу
... Будем считать, что у нас уровень образования не снизился за последнее десятилетие...
Кстати... Тема как называется? "Задачи ЦТ 2012"??? Так вот я как раз о задачах ЦТ 2012.
Задача А16 ?. Знания биологии нужны!? А физики?! Кто учитывает эту тонкую грань интеграции предметов в школе?
думаю, вопрос риторический. А может проблемы в бесконечных реформах...
: Re: Задача А16
: newzubok 21 September 2012, 22:48
Задача А16 ?. Знания биологии нужны!? А физики?! Кто учитывает эту тонкую грань интеграции предметов в школе?
думаю, вопрос риторический. А может проблемы в бесконечных реформах...

Я полностью с Вами соглашусь насчет "в бесконечных реформах". Причем, часто они происходят так, что реформируя сегодня, мы забываем, что реформировали вчера... Вернее, "они" забывают. К сожалению! Яркий пример тому - первый урок "Сила Архимеда" в 11-м классе в этом году.
А насчет межпредметных связей... Ну согласитесь, человеку, собравшемуся получать высшее образование, предложили задачу про велосипед и про СОБСТВЕННЫЙ глаз! Не, не про собственный глаз... про общие принципы работы глаза... А он в ответ: "А я биологию и географию в школе не любил, а "Собачье сердце" я не читал, любимое кино у меня "Дом-2", и ваще географию изучать не надо - извозчик довезет"!