Замечание репетитора 1.
"… эта задача не соответствует программе вступительных экзаменов в вузы, так как в ней отсутствует какое-либо упоминание об оптической системе глаза и дефектах зрения".
Комментарий авторов.
Это задание соответствует разделу "Линзы. Построение изображений в тонких линзах".
Замечание репетитора 2.
"… в условии должно быть написано не «луч АВ», а «луч света АВ». С точки зрения математики луч АВ может пройти только через точку 2".
Комментарий авторов.
В задачах по геометрической оптике вместо понятия "световой луч" часто используется сокращенный вариант "луч". Например, в сборнике вопросов и задач по физике для десятого класса4 в разделе 9.2 "Задачи на построение" нет ни одной задачи, в которой бы вместо слова "луч", было бы написано "световой луч".
Замечание репетитора 3.
"… в условии должно быть написано: "… после преломления в хрусталике луч пройдет через точку …" или "… после прохождения через хрусталик луч пройдет через точку …".
Комментарий авторов.
В этом утверждении содержится распространенное заблуждение. Преломление световых лучей происходит в основном на роговице глаза, а не на хрусталике. Прежде, чем предлагать какие-то правки, необходимо ознакомиться с литературой по данному вопросу.
Преподаватель школы: «Некорректно поставлен вопрос (после преломления луча или как?). Задача из курса физики средней школы, хотя дефекты зрения выпускники этого года не изучали в 8-м классе».
al_vas
Добавлено: 06.09.12 14:39
Василевский Алексей Сергеевич. … Стаж работы учителем физики с 1997 года.
По поводу задачи А16. В школьной программе тема "Глаз. Дефекты зрения" вынесена отдельной темой и не включена в тему "Линзы". В теме линзы не объясняется что такое дефект зрения, что такое близорукость и дальнозоркость с точки зрения построения изображений в линзах. Поэтому НЕЛЬЗЯ включать данную тему в тему "Линзы".
postiim
Добавлено: 06.09.12 15:14
Замечание 2. Не думаю что так уж и важно добавлять слово "световых". В схематических изображениях почти всегда говорится о "ходе лучей" а не о "ходе световых лучей".
Замечание 3 Тогда уже корректнее писать о "преломляющей системе глаза" в которою входят роговица, хрусталик и стекловидное тело. Преломляющая способность роговицы действительно намного выше оной у хрусталика.
ldld
Ляндрес Давид Лазаревич, кандидат технических наук, в настоящее время репетитор по физике.
Добавлено: 06.09.12 16:25
На мой взгляд, самая очевидная ошибка – это задача А16. Она явно выходит за рамки программы. Для решения этой задачи недостаточно знать тему «Линзы». Линза не бывает близорукой или дальнозоркой, у нее нет расстояния наилучшего видения. Задача эта легкая, но не по программе.
newzubok
Добавлено: 06.09.12 22:02
Уважаемый Давид Лазаревич, а для чего изучают школьную физику? Лично я считаю, чтобы учащийся мог объяснить физические процессы и явления в окружающем его мире. Лично у меня в классах сидят и учащиеся, которые будут сдавать ЦТ, и те, кто не собирается этого делать, но они все живут в этом Мире и должны понимать хотя бы в общих чертах, как он устроен.
А еще, кроме меня лично, у меня в классах сидит множество очкариков!!!
Поэтому, когда я объясняю тему "Тонкая линза", а затем рассказываю о дефектах зрения и их исправлении, я пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся понимали, почему при том или ином дефекте мы видим вместо четкого изображения размытое пятно, где фокусируется изображение, и что нужно сделать, чтобы передвинуть его на сетчатку. Считаю, что изучать формулу тонкой линзы, решать задачи из этой темы на "10" и не понимать, как работают фотоаппарат, мультимедийный проектор, глаз и иже с ними бессмысленная трата времени. Большинство учащихся спустя 5 лет после окончания школы не вспомнит формулу тонкой линзы, а очки многим придется носить всю жизнь.
Александр Зубков, учитель высшей категории, г. Могилев.
ldld
Ляндрес Давид Лазаревич, кандидат технических наук, в настоящее время репетитор по физике.
Добавлено: 08.09.12 11:59
Что касается линзы и глаза, то, зная, что глаз представляет собой оптическую систему, чтобы решить задачу А16 в любом варианте теста, нужно ещё знать, в каком месте глаза должно сформироваться изображение (то есть что такое сетчатка глаза и где она расположена), в каком месте глаза формируется изображение при близорукости (то есть что такое близорукость), в каком месте глаза формируется изображение при дальнозоркости (то есть что такое дальнозоркость), знать о способности глаза сохранять место формирования изображения при изменении расстояния до рассматриваемого предмета (то есть что такое аккомодация), знать, что такое расстояние наилучшего видения. Одних терминов пять штук. И все не относятся к линзам. Да, дети изучают это согласно школьной программе. Да, значительная часть детей – очкарики, и они знают это без всяких программ. Но в темы «Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы» это не входит ни в каких программах и ни в каких учебниках. А отдельно ни строение и свойства глаза, ни зрение и его дефекты в программе вступительных испытаний не упомянуты. Вот почему я считаю, что задача А16 не соответствует программе вступительных испытаний.
anationa
Добавлено: 18.09.2012 07:25
Особых претензий к данной задаче у меня не было бы, если бы не тот факт, что эти выпускники тему "световые явления" в 8 классе (и в 9, 10) не проходили. А в 11 классе уроки по "Геометрической оптике" такие:
1. Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Самостоятельная работа по теме «Интерференция и дифракция света» (С места в карьер. Ну как можно это все пройти на уроке, если ученики не знают даже закона отражения света???)
2. Лабораторная работа 3 «Определение показателя преломления стекла» (жесть, не правда ли?)
3. Решение задач по теме «Закон преломления света»
Далее формула тонкой линзы и оптические приборы.
Учителя понимают, что обычно, уроков еще меньше. Поэтому ньюансы с глазом в ЦТ можно было не вставлять.
Источники света. Прямолинейность распространения света. Скорость распространения света. Отражение света. Закон отражения света. Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале. Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Призма. Ход лучей в призме. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Спектр.
В результате изучения предъявляемого к усвоению учебного материала абитуриент должен
знать / понимать:
физические явления: … прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, дифракция и интерференция света, поглощение и дисперсия света;
…
уметь:
решать задачи:
на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью; на применение законов отражения и преломления света, формулы тонкой линзы; на использование условий максимума и минимума интерференции, формулы дифракционной решетки;
Учащийся должен
владеть:
практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение длины световой волны, порядка дифракционных максимумов, на построение хода световых лучей в призмах и плоскопараллельных пластинах, в системах линз; характеристик изображения в тонкой линзе с использованием законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света, формул дифракционной решетки, тонкой линзы.
"Несмотря на то, что ученики прошлого выпуска не изучали в 8-м тему "Дефекты зрения", они должны знать, что глаз - это оптическая система? Неужели учителя насчтолько придерживаются буквы программы, что проходя тему "Линзы", строя изображение на экране, не говорят детям о том, что точно такое же изображение строится на сетчатке глаза?"
А дети изучали близорукость (дальнозоркость)? Нет! Они не знают, где образуется изображение при близорукости!
А тему линзы они изучали? А слабо им изображение построить? А даже если забыли, что рассеивающая линза не дает действительного изображения, на картинке в условии четко нарисован хрусталик - выпуклая линза. Я в споре на ТУТе приводил решение этой задачи с использованием только сообразительности и темы "Построение изображений, даваемых линзой".
Названия понятны? "Близорукость" и "дальнозоркость" это не астигматизм. Думаю, что есть что можно понять только из названий...
Ага, то есть Вы допускаете, что соображалки абитуриента хватит, чтоб догадаться, что близорукий человек хорошо видит объекты, находящиеся близко... И, думаю, раз он изучил тему "Линзы. Построение изображений в линзах", его догадливости должно хватить на то, чтобы построить изображение близколежащей к глазу точки, сфокусировав его прямо на сетчатку? Теперь остается только отодвинуть эту точку вдаль и построить ее изображение. Тема, означенная выше в кавычках входит в программу для поступающих и мы предполагаем, что абитуриент ее знает...Названия понятны? "Близорукость" и "дальнозоркость" это не астигматизм. Думаю, что есть что можно понять только из названий...
Абитуриенты могут знать, что близорукость, это когда плохо видишь далекие объекты, но где находится изображение: перед сетчаткой или после, они не знают.
Поэтому я и проголосовал: "Нет"
Ага, то есть Вы допускаете, что соображалки абитуриента хватит, чтоб догадаться, что близорукий человек хорошо видит объекты, находящиеся близко... И, думаю, раз он изучил тему "Линзы. Построение изображений в линзах", его догадливости должно хватить на то, чтобы построить изображение близколежащей к глазу точки, сфокусировав его прямо на сетчатку? Теперь остается только отодвинуть эту точку вдаль и построить ее изображение. Тема, означенная выше в кавычках входит в программу для поступающих и мы предполагаем, что абитуриент ее знает...Названия понятны? "Близорукость" и "дальнозоркость" это не астигматизм. Думаю, что есть что можно понять только из названий...
Абитуриенты могут знать, что близорукость, это когда плохо видишь далекие объекты, но где находится изображение: перед сетчаткой или после, они не знают.
Поэтому я и проголосовал: "Нет"
Не думаю, что это так просто. Особенно, если человек не знает, как работает глаз. Хрусталик не простая линза, а линза, у которой меняется фокусное расстояние в зависимости от расстояния до объекта. Поэтому, где будет изображение, когда объект станет далеко, абитуриент, не изучавший строение и работу глаза, может только догадываться. И все это на фоне 4-х уроков геометрической оптики в 11 классе за весь школьный курс. Поэтому, если не проходили устройство и работу глаза в школе, то нечего и на ЦТ такие задачи ставить.
Ученики рассказывали, что когда увидели эту задачу, то просто не поняли, что от них требуется. Те, кто к олимпиадам готовился, немного были в курсе, остальные ставили наугад.
Не думаю, что это так просто. Особенно, если человек не знает, как работает глаз. Хрусталик не простая линза, а линза, у которой меняется фокусное расстояние в зависимости от расстояния до объекта. Поэтому, где будет изображение, когда объект станет далеко, абитуриент, не изучавший строение и работу глаза, может только догадываться. И все это на фоне 4-х уроков геометрической оптики в 11 классе за весь школьный курс. Поэтому, если не проходили устройство и работу глаза в школе, то нечего и на ЦТ такие задачи ставить.
Ученики рассказывали, что когда увидели эту задачу, то просто не поняли, что от них требуется. Те, кто к олимпиадам готовился, немного были в курсе, остальные ставили наугад.
Если у хрусталика меняется фокусное расстояние, глаз здоров, задача не имеет смысла. Про геометрическую оптику - не надо песен. Если линзы изучаются в 8-м классе, в 11-м их уже нет. Насколько помню, там преломление и волновая оптика. 4 часа на линзы в 11-м - лучше, чем те же часы в 8-м. (Из всех часов в 8-м реально с физикой и набежит 4... Остальное так... Источники света, то да се...)
Ну, во-первых, если человек видит, то фокусное расстояние его хрусталика меняется. Иначе очки не помогут. Если фокус не меняется, то человек слепой, и о близорукости говорить не приходиться.
Во-вторых, по часам.
Уроки в 8-м классе:
в 11 классе:
Вы это серьезно??? ??? А об искусственном хрусталике Вы ничего не слышали? Или Вы искренне полагаете, что и у искусственного хрусталика фокус меняется???
Если глаз близорук, фокусное расстояние конечно-же меняется, но не в такой степени, как у здорового. При высоких "минусах" можно сказать, что оно вообще не меняется. Так что... Пока хрусталик прозрачен и сетчатка работает, человек не слеп.
Простите, но мы сейчас не о справедливости. Жизнь изначально несправедлива. В этом году вон чуть не забыли о законе Архимеда... :o Ну... Реформы у нас просто такие.
"Линзы. Построение изображений в линзах" в программе для поступающих есть? И меня в данном случае не волнует как абитуриент готовился к поступлению: в 8-м классе, в 11-м, с репетитором или еще как-то.
Вы это серьезно??? ??? А об искусственном хрусталике Вы ничего не слышали? Или Вы искренне полагаете, что и у искусственного хрусталика фокус меняется???
Если глаз близорук, фокусное расстояние конечно-же меняется, но не в такой степени, как у здорового. При высоких "минусах" можно сказать, что оно вообще не меняется. Так что... Пока хрусталик прозрачен и сетчатка работает, человек не слеп.
Простите, но мы сейчас не о справедливости. Жизнь изначально несправедлива. В этом году вон чуть не забыли о законе Архимеда... :o Ну... Реформы у нас просто такие.
"Линзы. Построение изображений в линзах" в программе для поступающих есть? И меня в данном случае не волнует как абитуриент готовился к поступлению: в 8-м классе, в 11-м, с репетитором или еще как-то.
Не знаю про искусственный хрусталик. Возможно в нем меняется фокусное расстояние. Возможно все работает как в фотоаппарате. В любом случае изображение должно попадать на сетчатку, а при неизменяющемся хрусталике это возможно только с одного расстояния. А ученик знает про это?
Но давайте не отходить в сторону.
1. Ученик не знает где изображение при близорукости, так или не так? Прошу ответить хотя бы на этот раз.
2. "Изображение в линзах" есть, "Глаза" нет. Судя по твоей логике, задачи на ЦТ быть не должно!
В фотоаппарате (в нормальном фотоаппарате!!!) фокусировка достигается за счет изменения расстояния между линзой или системой линз и фотоматериалом или светочувствительной матрицей. А как осуществляется фокусировка в простейшей "мыльнице"? А в фотокамере мобильного телефона? Про мультифокальные линзы что-то слышал? Толщина искусственного хрусталика не меняется так, как у естественного. Первые искусственные вообще делали из оргстекла.
Но ладно, не будем отходить в сторону:
1. Ты признал, что ученик догадался: близорукий человек хорошо видит вблизи? Вот я и говорю о том, что ученику этому нужно построить изображение точки, находящейся вблизи глаза, сфокусированное прямо на сетчатку. Потом отодвинуть точку от глаза... Изображение строить умеем? Вот и строим его, и определяем, где оно окажется относительно сетчатки.
2. Да, для ученика, не изучавшего дефекты зрения, это задача не первого уровня. И даже не третьего! Но кто сказал, что в ЦТ не имеют право на существование задачи пятого уровня? Большинство не дотумкало до построения изображений? Ну и прекрасно. Значит абитуриент получит за ее решение, в общем-то, довольно простое и не затратное по времени, больше баллов!
Я ученик, закончивший 11 классов и у меня несколько вопросав:
1. Что такое сетчатка?
2. Что такое хрусталик?
3. Близорукость, это когда видишь вблизи хорошо или плохо? У меня хорошее зрение, и я не знаю точно.
4. Мне учитель рассказывал, что шарообразный сосуд является линзой. На рисунке нарисован глаз. Овал выполняет роль линзы или большой круг - линза? А может надо учитывать и овал и круг?
Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе пока что делать нечего... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии прогулял? О ПТУ не задумывался? Каменщик - хорошая специальность...
Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе ..... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии ....Уважаемый newzubok. Вы снова меняете тему. Переход на личности, обвинения или высказывания оскорбительного характера недопустимы на форуме!
Виктор, здесь нет оскорблений, они просто "играют".Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе ..... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии ....Уважаемый newzubok. Вы снова меняете тему. Переход на личности, обвинения или высказывания оскорбительного характера недопустимы на форуме!
Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе ..... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии ....Уважаемый newzubok. Вы снова меняете тему. Переход на личности, обвинения или высказывания оскорбительного характера недопустимы на форуме!
Извини, но с такими знаниями в ВУЗе тебе ..... Биологию ведь тоже в школе изучают. Глаз высших животных устроен почти так же, как и человеческий. Уроки биологии ....Уважаемый newzubok. Вы снова меняете тему. Переход на личности, обвинения или высказывания оскорбительного характера недопустимы на форуме!
Виктор, здесь нет оскорблений, они просто "играют".
anat и newzubok, а не кажется, что ваш спор пошел по кругу? Пора из него выходить
Человек собрался получать ВЫСШЕЕ образование!!! И рассказывает здесь о том, что я не люблю биологию... Читаем в скобках "географию", "историю", "литературу" и так далее... Я высказываюсь здесь о предложенной на тестировании задаче и высказываю свои аргументы в объяснение того, почему она могла быть предложена! А некоторые считают, что задачи по физике должны ограничиваться только рамками физики, а если "я не люблю биологию", то увольте.
Ну давайте будем продолжать в том же духе... Будем считать, что у нас уровень образования не снизился за последнее десятилетие...
Кстати... Тема как называется? "Задачи ЦТ 2012"??? Так вот я как раз о задачах ЦТ 2012.
Встаю на защиту newzubok. Он обращался не к конкретному человеку, а к абстактному школьнику, так что все здесь нормально. Кроме того, что для решения задачи ЦТ по физике, надо на отлично знать биологию (по мнению newzubok).
Ну согласись же, твой посыл к биологии в данном случае неуместен.
И-и-извини-и-и-ите!!! Кого я оскорбил? "Абитуриента", которому предложил задуматься о выборе профессии??? Или Вы считаете, что "профессия" модератор достойна уважения, а профессия каменщик нет?Я считаю, что любая профессия достойна уважения! И каменщика, и модератора и ...
... Будем считать, что у нас уровень образования не снизился за последнее десятилетие...Задача А16 ?. Знания биологии нужны!? А физики?! Кто учитывает эту тонкую грань интеграции предметов в школе?
Кстати... Тема как называется? "Задачи ЦТ 2012"??? Так вот я как раз о задачах ЦТ 2012.
Задача А16 ?. Знания биологии нужны!? А физики?! Кто учитывает эту тонкую грань интеграции предметов в школе?
думаю, вопрос риторический. А может проблемы в бесконечных реформах...