Задачи и вопросы по физике > Тестирование 2011/2012
ЦТ В1
alsak:
B1. Вариант 1. Диаметр велосипедного колеса d = 66 см, число зубьев ведущей звездочки N1 = 22, ведомой — N2 = 21 (см. рис.). Если велосипедист равномерно крутит педали с частотой ν = 92 об/мин, то модуль скорости υ велосипеда равен … км/ч.
Ответ: 12.
alsak:
Из interneta
Миканович А.В., Силенков М.А. Агрессивное невежество или дешёвый пиар
Или
Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?
--- Цитировать ---Замечание репетитора 1.
«Что за «ведущая звездочка»? Очевидно, речь идет о ведущей шестерне или о зубчатой передаче? Но почему это должно быть очевидно для ученика?"
Комментарий авторов.
Г-н Ливянт заблуждается. Он перепутал зубчатую передачу с цепной. В зубчатой передаче используются шестерни, а в цепной передаче используются звездочки. На рисунке около одной звездочки есть надпись N1, а около другой – N2. В тексте задачи сказано, что число зубьев ведущей звездочки - N1, а ведомой – N2. Поэтому очень несложно определить, где какая звездочка в велосипеде.
Замечание репетитора 2.
"… в условии задачи не описано движение велосипеда: например, не указано, что колеса движутся без пробуксовки".
Комментарий авторов.
Замечание надуманное. Движение с проскальзыванием колес является нетипичным для велосипеда. Как часто г-н Ливянт видел велосипедиста, который равномерно крутит педали, а колеса велосипеда при этом проскальзывают? Может быть еще уточнить, что цепь не проскакивает, не прокручивается покрышка относительно обода?
Замечание репетитора 3.
" А может быть, на рисунке изображен велотренажер? Если так, то тогда модуль скорости «υ» велосипеда равен нулю".
Комментарий авторов.
Замечание абсурдное. В условии задачи говорится о велосипеде, а не велотренажере.
Замечание репетитора 4.
"По меньшей мере, в задании должна присутствовать фраза: «Велосипедист движется …"
Комментарий авторов.
В учебнике для седьмого класса3 на стр. 16 можно прочитать следующее: "Скорость – это количественная характеристика быстроты движения". Т.е. в понятии "скорость" содержится понятие "движение".
--- Конец цитаты ---
Педагоги встали на защиту абитуриентов: ЦТ по физике – это «тяп-ляп»
--- Цитировать ---Преподаватель подготовительных курсов: «Очень практичная задачка. Но опять же – она не программная, а факультативная».
Преподаватель школы: «Учащийся не обязан знать, где ведущая, а где ведомая звездочка. Не указано, что велосипед едет без пробуксовки. Если с этим разобраться, то задача средней тяжести».
--- Конец цитаты ---
Форум к статье Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?
--- Цитировать ---al_vas
Добавлено: 06.09.12 14:39
Василевский Алексей Сергеевич. Призер олимпиады "Абитуриент-94". Окончил лицей при БГУ. Образование физфак БГУ. Стаж работы учителем физики с 1997 года.
По поводу задачи В1. Если честно, то не помню, чтобы в школьном учебнике был рассмотрен вопрос о ременной передаче. Поэтому я сомневаюсь, что эта задача соответствует программе вступительных испытаний (но это лишь мои сомнения; может быть кто-нибудь и найдет ременную передачу в школьном учебнике и я окажусь не прав).
_hum_
Добавлено: 06.09.12 21:39
Давно уже попрощался с физикой, но попробовал представить себя на месте абитуриента.
Задание В1.
С этими звездочками вообще жесть. На моей памяти в школе мы никаких зубчатых и звездочных передач не проходили. Пришлось бы мне гадать, как лучше это интерпретировать.
newzubok
Добавлено: 06.09.12 23:07
Если Вы про цепную, так я еще в прошлом обсуждении писал: должны знать, потому что у каждого велосипед! (Если что, в ременной передаче - шкивы. По-сути - это блоки. В принципе, под школьную программу тоже подпадает.)
al_vas
Добавлено: 06.09.12 23:27
Если следовать таким рассуждениям, то каждый человек должен досконально знать устройство своего тела, так как оно (тело) у него есть. Однако в реальной жизни многие не знают где располагаются внутренние органы и для чего они необходимы организму.
valerijsh
Добавлено: 08.09.12 21:42
По поводу велосипеда. Абсолютно согласен с постом newzubok выше. Здесь замечания автора статьи надуманы, "притянуты за уши". Хорошо и обоснованно об этом сказал, повторюсь, newzubok. Рисунка достаточно чтобы не перепутать ведущую и ведомую звездочки. Более того, не критично для рассуждений абитуриента, если он "звездочку" будет принимать за "шестеренку с зубьями".
--- Конец цитаты ---
alsak:
Проголосовал «Да». Для решения задачи не требуются знания, выходящие за рамки программы.
И хотя задача использует некоторые технические термины, которые ученики могут не изучать на уроках, вспомним десятибалльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования:
--- Цитировать ---6. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяются пять уровней усвоения учебного материала.
…
Пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
--- Конец цитаты ---
И не забывайте, что в тесте должно быть несколько заданий пятого уровня. Хотя я бы отнес эту задачу к четвертому (может быть из-за того, что у меня есть велосипед?).
Евгений Ливянт:
Ременной передачи нет в Программе, нет в учебнике. Этих аргументов, как мне кажется, достаточно.
newzubok:
--- Цитата: Евгений Ливянт от 20 Сентября 2012, 00:00 ---Ременной передачи нет в Программе, нет в учебнике. Этих аргументов, как мне кажется, достаточно.
--- Конец цитаты ---
Зато в программе есть "Движение тела по окружности", линейная и угловая скорости при этом виде движения. Дальше - включай соображалку.
Навигация
Перейти к полной версии