Задачи и вопросы по физике > Тестирование 2011/2012

ЦТ А16

(1/7) > >>

alsak:
А16. Вариант 1. На рисунке изображен глаз человека. Если луч АВ пройдет через точку, обозначенную цифрой ..., то у человека дефект зрения — близорукость.
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5.Ответ: 5.

alsak:
Из сообщений на страницах interneta
Миканович А.В., Силенков М.А. Агрессивное невежество или дешёвый пиар или
Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?

--- Цитировать ---Замечание репетитора 1.
"… эта задача не соответствует программе вступительных экзаменов в вузы, так как в ней отсутствует какое-либо упоминание об оптической системе глаза и дефектах зрения".
Комментарий авторов.
Это задание соответствует разделу "Линзы. Построение изображений в тонких линзах".
 
Замечание репетитора 2.
"… в условии должно быть написано не «луч АВ», а «луч света АВ». С точки зрения математики луч АВ может пройти только через точку 2".
Комментарий авторов.
В задачах по геометрической оптике вместо понятия "световой луч" часто используется сокращенный вариант "луч". Например, в сборнике вопросов и задач по физике для десятого класса4 в разделе 9.2 "Задачи на построение" нет ни одной задачи, в которой бы вместо слова "луч", было бы написано "световой луч".
 
Замечание репетитора 3.
"… в условии должно быть написано: "… после преломления в хрусталике луч пройдет через точку …" или  "… после прохождения через хрусталик луч пройдет через точку …".
Комментарий авторов.
В этом утверждении содержится распространенное заблуждение. Преломление световых лучей происходит в основном на роговице глаза, а не на хрусталике. Прежде, чем предлагать какие-то правки, необходимо ознакомиться с литературой по данному вопросу.
--- Конец цитаты ---


Педагоги встали на защиту абитуриентов: ЦТ по физике – это «тяп-ляп»

--- Цитировать ---Преподаватель школы: «Некорректно поставлен вопрос (после преломления луча или как?). Задача из курса физики средней школы, хотя дефекты зрения выпускники этого года не изучали в 8-м классе».
--- Конец цитаты ---


Форум к статье Горячая дискуссия между репетитором и составителями задач к ЦТ по физике: на чьей стороне правда?

--- Цитировать ---al_vas
Добавлено: 06.09.12 14:39
Василевский Алексей Сергеевич. … Стаж работы учителем физики с 1997 года.
По поводу задачи А16. В школьной программе тема "Глаз. Дефекты зрения" вынесена отдельной темой и не включена в тему "Линзы". В теме линзы не объясняется что такое дефект зрения, что такое близорукость и дальнозоркость с точки зрения построения изображений в линзах. Поэтому НЕЛЬЗЯ включать данную тему в тему "Линзы".

postiim
Добавлено: 06.09.12 15:14
Замечание 2. Не думаю что так уж и важно добавлять слово "световых". В схематических изображениях почти всегда говорится о "ходе лучей" а не о "ходе световых лучей".
Замечание 3 Тогда уже корректнее писать о "преломляющей системе глаза" в которою входят роговица, хрусталик и стекловидное тело. Преломляющая способность роговицы действительно намного выше оной у хрусталика.

ldld
Ляндрес Давид Лазаревич, кандидат технических наук, в настоящее время репетитор по физике.
Добавлено: 06.09.12 16:25
На мой взгляд, самая очевидная ошибка – это задача А16. Она явно выходит за рамки программы. Для решения этой задачи недостаточно знать тему «Линзы». Линза не бывает близорукой или дальнозоркой, у нее нет расстояния наилучшего видения. Задача эта легкая, но не по программе.

newzubok
Добавлено: 06.09.12 22:02
Уважаемый Давид Лазаревич, а для чего изучают школьную физику? Лично я считаю, чтобы учащийся мог объяснить физические процессы и явления в окружающем его мире. Лично у меня в классах сидят и учащиеся, которые будут сдавать ЦТ, и те, кто не собирается этого делать, но они все живут в этом Мире и должны понимать хотя бы в общих чертах, как он устроен.
А еще, кроме меня лично, у меня в классах сидит множество очкариков!!!
Поэтому, когда я объясняю тему "Тонкая линза", а затем рассказываю о дефектах зрения и их исправлении, я пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся понимали, почему при том или ином дефекте мы видим вместо четкого изображения размытое пятно, где фокусируется изображение, и что нужно сделать, чтобы передвинуть его на сетчатку. Считаю, что изучать формулу тонкой линзы, решать задачи из этой темы на "10" и не понимать, как работают фотоаппарат, мультимедийный проектор, глаз и иже с ними бессмысленная трата времени. Большинство учащихся спустя 5 лет после окончания школы не вспомнит формулу тонкой линзы, а очки многим придется носить всю жизнь.
Александр Зубков, учитель высшей категории, г. Могилев.

ldld
Ляндрес Давид Лазаревич, кандидат технических наук, в настоящее время репетитор по физике.
Добавлено: 08.09.12 11:59
Что касается линзы и глаза, то, зная, что глаз представляет собой оптическую систему, чтобы решить задачу А16 в любом варианте теста, нужно ещё знать, в каком месте глаза должно сформироваться изображение (то есть что такое сетчатка глаза и где она расположена), в каком месте глаза формируется изображение при близорукости (то есть что такое близорукость), в каком месте глаза формируется изображение при дальнозоркости (то есть что такое дальнозоркость), знать о способности глаза сохранять место формирования изображения при изменении расстояния до рассматриваемого предмета (то есть что такое аккомодация), знать, что такое расстояние наилучшего видения. Одних терминов пять штук. И все не относятся к линзам. Да, дети изучают это согласно школьной программе. Да, значительная часть детей – очкарики, и они знают это без всяких программ. Но в темы «Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы» это не входит ни в каких программах и ни в каких учебниках. А отдельно ни строение и свойства глаза, ни зрение и его дефекты в программе вступительных испытаний не упомянуты. Вот почему я считаю, что задача А16 не соответствует программе вступительных испытаний.

anationa
Добавлено: 18.09.2012  07:25
Особых претензий к данной задаче у меня не было бы, если бы не тот факт, что эти выпускники тему "световые явления" в 8 классе (и в 9, 10) не проходили. А в 11 классе уроки по "Геометрической оптике" такие:
1. Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Самостоятельная работа по теме «Интерференция и дифракция света» (С места в карьер. Ну как можно это все пройти на уроке, если ученики не знают даже закона отражения света???)
2. Лабораторная работа 3 «Определение показателя преломления стекла» (жесть, не правда ли?)
3. Решение задач по теме «Закон преломления света»
Далее формула тонкой линзы и оптические приборы.
Учителя понимают, что обычно, уроков еще меньше. Поэтому ньюансы с глазом в ЦТ можно было не вставлять.

--- Конец цитаты ---

Возможно, я некоторые сообщения и потерял. Если считаете нужным - добавьте.

alsak:
Я проголосовал «Нет». Читаем в программе вступительных испытаний по учебному предмету «Физика» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования, 2012 год для темы Оптика:

--- Цитировать ---Источники света. Прямолинейность распространения света. Скорость распространения света. Отражение света. Закон отражения света. Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале. Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Призма. Ход лучей в призме. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Спектр.
--- Конец цитаты ---

В требованиях к подготовке абитуриентов этой программы

--- Цитировать ---В результате изучения предъявляемого к усвоению учебного материала абитуриент должен
знать / понимать:
физические явления: … прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, дифракция и интерференция света, поглощение и дисперсия света;

уметь:
решать задачи:
на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью; на применение законов отражения и преломления света, формулы тонкой линзы; на использование условий максимума и минимума интерференции, формулы дифракционной решетки;
--- Конец цитаты ---


Кроме того, тема «Глаз как оптическая система. Близорукость, дальнозоркость. Коррекция зрения.» изучается только в 8 классе, но выпускники 2012 года в 8 классе эту тему не изучали.

В программе 11 класса 2009 года в требованиях к уровню подготовки учащихся написано:

--- Цитировать ---Учащийся должен
владеть:
практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение длины световой волны, порядка дифракционных максимумов, на построение хода световых лучей в призмах и плоскопараллельных пластинах, в системах линз; характеристик изображения в тонкой линзе с использованием законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света, формул дифракционной решетки, тонкой линзы.
--- Конец цитаты ---

И здесь нет темы про глаз.

PS Я со своими учениками при подготовке к ЦТ задачи про глаз разбирал.

anat:
Моё мнение процитировано выше. "Нет".

djek:
Нет. Цитаты "программы" тому подтверждение

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 
Перейти к полной версии