Форум сайта alsak.ru

Задачи и вопросы по физике => Кинематика => Механика => Криволинейное движение => : ALEXIN 06 March 2012, 22:21

: Траектория теннисного мяча?
: ALEXIN 06 March 2012, 22:21
 :-\Мальчик учился бить по мячу ракеткой в восьми  метрах от стены. Он ударил по мячу таким образом, что тот поднялся на высоту 2.5 метра, будучи  в трех метрах от стены, а потом начал опускаться и ударился о стену.
Во второй раз мальчик ударил мяч под таким же углом, но вдвое сильнее. На сколько выше будет точка встречи мяча со стеной по сравнению с первым разом?
В обоих случаях проекция траектории мяча на стену-вертикальная линия. Сопротивлением воздуха пренебречь.
: Re: Траектория теннисного мяча?
: Kivir 08 March 2012, 12:43
Решение: для описания движения мяча, воспользуемся кинематическими уравнениями зависимости координаты от времени и проекции скорости от времени:
\[ x=x_{0} +\upsilon _{0x} t+\frac{a_{x} t^{2} }{2} ,\upsilon _{y} =\upsilon _{0y} +a_{y} t. \]
Запишем эти уравнения для теннисного мяча:
\[ \begin{array}{l} {x=\upsilon _{0} \cdot \cos \alpha \cdot t,} \\ {\upsilon _{y} =\upsilon _{0} \cdot \sin \alpha -g\cdot t,} \\ {y=\upsilon _{0} \cdot \sin \alpha \cdot t-\frac{g\cdot t{}^{2} }{2} .} \end{array} \]
Выразив время из первого уравнения, подставив его в третье, получим уравнение траектории мяча (зависимость координаты y от x):
\[ y=x\cdot tg\alpha -\frac{g}{2\cdot \upsilon _{0}^{2} \cos ^{2} \alpha } \cdot x^{2} . \]
Траектория – парабола. В момент касания мячом стены в первом случае, координата x = L= 8 м, y = h1, начальная скорость: υ010. Во втором случае: x = L = 8 м, y = h2 и начальная скорость броска в 2 раза больше, чем в первом случае:  υ02 =2∙υ01= 2∙υ0. Получаем:
\[ \begin{array}{l} {h_{1} =L\cdot tg\alpha -\frac{g}{2\cdot \upsilon _{0}^{2} \cos ^{2} \alpha } \cdot L^{2} ,} \\ {h_{2} =L\cdot tg\alpha -\frac{g}{2\cdot \left(2\upsilon _{0} \right)^{2} \cos ^{2} \alpha } \cdot L^{2} ,} \end{array} \]
Искомая разность высот:
\[ \Delta h=h_{2} -h_{1} =\frac{3\cdot g\cdot L^{2} }{8\cdot \upsilon _{0}^{2} \cos ^{2} \alpha } .  \]
Теперь осталось определить начальную скорость и угол броска. Для этого воспользуемся условием задачи: верхняя точка траектории мяча в первом случае:
x = l = 5 м,  y = H = 2,5 м,  υy=0,  t=tn.
\[ \begin{array}{l} {l=\upsilon _{0} \cdot \cos \alpha \cdot t_{n} ,} \\ {0=\upsilon _{0} \cdot \sin \alpha -g\cdot t_{n} ,} \\ {H=\upsilon _{0} \cdot \sin \alpha \cdot t_{n} -\frac{g\cdot t_{n}^{2}}{2}.} \end{array} \]
Выразим время подъёма из второго уравнения, подставим в первое и третье:
\[ l=\frac{\upsilon _{0}^{2} \cdot \cos \alpha \cdot \sin \alpha }{g} ,H=\frac{\upsilon _{0}^{2} \cdot \sin ^{2} \alpha }{2g}.  \]
Разделив уравнения, определим угол броска:
\[ tg\alpha =\frac{2H}{l} =1.  \]
Угол броска равен 45º. Подставив его в любое из уравнений (l или H), получаем, что начальная скорость броска υ0 =10 м/с.
Искомая разность высот:   ускорение свободного падения приняли равным 10 м/с2
Δh = 4,8 м.
: Re: Траектория теннисного мяча?
: ALEXIN 08 March 2012, 15:22
Большое спасибо Вам за подробное решение и схему!
: Re: Траектория теннисного мяча?
: ALEXIN 10 March 2012, 00:17
 :-[ Уважаемый Kivir !
 Эта задача вызвала много споров и нареканий. Ниже приведена выделенная зелённым цветом
суть споров:Условия изначально допускали "вольную трактовку".   И ученики пострадают не от "развития методики",
а от того, что их трактовка может не совпасть с трактовкой преподавателя. 
Так что претензии (или вопросы) - к преподавателю. Сказал бы "энергичнее", " быстрее" и проблемы бы не было.
Характеристика "сильнее" такой однозначностью не обладает и требует уточнения.
К примеру, на пружину подвесили груз 1 кг. А потом "растянули в 2 раза сильнее". Какой груз подвесили - 2кг(сила) или 1.4 кг(энергия)?

Интересно, что скажет преподаватель ?  
 Я например сталкивался с понятиями в химии:сразу;нагретый;капля и т.п.Все они для сведущих
людей имеют определения.
 Почему слово "сильнее" вызывает двусмысленное толкование? Где искать определение?
   
   
: Re: Траектория теннисного мяча?
: alsak 10 March 2012, 07:28
Характеристика "сильнее" такой однозначностью не обладает и требует уточнения.
К примеру, на пружину подвесили груз 1 кг. А потом "растянули в 2 раза сильнее". Какой груз подвесили - 2кг(сила) или 1.4 кг(энергия)?
В ваших примерах, на мой взгляд, все однозначно.
В задаче мальчик "ударил мяч ... вдвое сильнее", т.е. приложил силу в 2 раза больше. Если предположить, что время удара осталось тем же, то мяч после удара приобретет скорость в 2 раза  больше (несложно доказать, используя закон изменения импульса тела).
В примере с пружиной "растянули в 2 раза сильнее" означает, что абсолютное удлинение пружины стало в 2 раза больше. А уже из этого следует, что для этого надо подвесить груз 2 кг (из второго закона Ньютона и закона Гука).
: Re: Траектория теннисного мяча?
: ALEXIN 10 March 2012, 08:19
 :)Уважаемый Alsak!Cпасибо.
 Вы всё понятно объяснили.Мне понравилось.
: Re: Траектория теннисного мяча?
: ALEXIN 10 March 2012, 23:57
 :-\  Уважаемые Alsak и Kivir !
  Простите мою назойливость.Мои оппоненты привели последний довод (выделен зелённым цветом):
А если предположить что время воздействия разное, то получится, что  условие размыто и некорректно - об этом уже здесь сказано, это и признал преподаватель.
  Насколько разумным и обоснованным является вышеуказанный довод исходя из условий данной за-
дачи?
: Re: Траектория теннисного мяча?
: alsak 11 March 2012, 06:20
ALEXIN, вы получаете предупреждение.
Причина: использование материалов форума на других сайтах без разрешения администрации.
Что вам спасло от бана: использование ссылок на наш сайт.
: Re: Траектория теннисного мяча?
: ALEXIN 11 March 2012, 08:46
    Уважаемый Alsak!
  Я не пытался это скрывать.Ваш сайт для меня является очень авторитетным.
Сейчас перечитал  тему:Re: Должен ли учитель уметь ...? Много размышляю о создании пре-цендентов на примерах решения задач.
  Если у Вас вызывает затруднение ответ, то укажите источники, где смогу получить исчерпываю-
щую информацию.Речь идёт о разном времени воздействия ракетки и мяча.Насколько был разумен
этот вопрос?
: Re: Траектория теннисного мяча?
: alsak 11 March 2012, 10:32
Мои оппоненты привели последний довод (выделен зелённым цветом):
А если предположить что время воздействия разное, то получится, что  условие размыто и некорректно - об этом уже здесь сказано, это и признал преподаватель.
Насколько разумным и обоснованным является вышеуказанный довод исходя из условий данной за-
дачи?
Физика использует приближенные величины. И часто для ответа на вопросы задачи (природы) в ней  применяют упрощения (модели). Например, в задаче «Определить минимальную силу, необходимую для того, чтобы сдвинуть тело …», мы, понимая, что нельзя сдвинуть тело без ускорения, но этим ускорением пренебрегаем.
В вопросе с ударом по мячу с разными силами есть несколько вариантов решения:
1) мы пренебрегаем различием во времени удара в этих случаях, и тогда задача имеет решение. Можете считать это решение приближенным;
2) мы хотим учесть это различие, но по условию они не заданы, и тогда задача не имеет никакого решения. И тогда здесь надо внести изменения в условии. Например, вместо «Во второй раз мальчик ударил мяч под таким же углом, но вдвое сильнее», записать «Во второй раз после удара мяч приобрел в два раза большую скорость под тем же углом».

Какой вариант выбрать – решаете вы.
: Re: Траектория теннисного мяча?
: ALEXIN 11 March 2012, 11:19
   Уважаемый Alsak! Спасибо.
 Вы всё объяснили простым и понятным языком.
 За свою ошибку в слове "прецедент" приношу всем извинения. :)