Учебные программы по физике VII класс 2007 года

Учебные программы по физике VII класс 2007 года

Национальный Институт образования, 2007.

VII КЛАСС

(2 ч в неделю, всего 68 ч)

1. Введение Физические методы изучения природы

Физика — наука о природе. Физика и современная цивилизация. Связь физики с другими науками.

Основные понятия: физическое тело, физическое явление, физическая величина.

Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Использование моделей при изучении физических явлений.

Измерение физических величин. Единицы измерения физических величин. Международная система единиц измерения физических величин.

Действия над физическими величинами: сложение, вычитание, умножение и деление.

Измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Понятие о точности измерения. Измерение длин, площадей, объемов.

Фронтальные лабораторные работы

1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

2. Определение расстояний и размеров тел.

3. Определение размеров малых тел.

4. Определение площади.

5. Определение объема.

Демонстрации, опыты, компьютерное моделирование

1. Скатывание шарика с наклонной плоскости (колебания шарика на нити).

2. Звучание струны (камертона).

3. Плавление стеариновой свечи.

4. Электризация тел.

5. Притяжение тела к магниту.

6. Приборы с различными шкалами.

7. Распространение света в однородной среде.

8. Компьютерные анимации «Физика-7».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения учебного материала учащийся должен иметь представление:

♦ о моделях, используемых при изучении физических явлений и процессов;

♦ о научном пути познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, факт, понятие, гипотеза, закон, теория);

♦ о роли физики в становлении современной цивилизации;

владеть:

♦ экспериментальными умениями: использовать на практике измерительные инструменты и физические приборы (линейка, мерная лента, мензурка (мерный стакан); определять цену деления шкалы; измерять расстояния и размеры тел; определять площади; определять объемы жидкостей и твердых тел различной формы и вместимость сосудов;

♦ практическими умениями: производить действия над физическими величинами.

2. Основные понятия молекулярно-кинетической теории

Дискретность строения вещества. Атомы и молекулы. Косвенные и прямые опытные доказательства дискретного строения вещества: броуновское движение, диффузия. Изучение дискретного строения вещества с помощью современных методов.

Тепловое движение частиц и температура тела. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества и их связь с тепловым движением и взаимодействием частиц.

Демонстрации, опыты, компьютерное моделирование

1. Модель хаотического движения частиц.

2. Диффузия в различных средах.

3. Основные свойства твердых тел, жидкостей и газов.

4. Взаимодействие молекул.

5. Модели кристаллических решеток.

6. Компьютерные анимации «Физика-7».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения учебного материала учащийся должен иметь представление:

♦ о физических моделях: атом, молекула, газ, твердое тело, жидкость;

знать:

♦ о дискретном строении вещества, структуре атома и молекулы;

♦ о непрерывном и хаотическом движении частиц и об их взаимодействии;

уметь:

♦ описывать и объяснять физические явления: диффузию, хаотическое движение;

владеть:

♦ экспериментальными умениями: определять размеры частиц вещества (по фотографиям);

♦ практическими умениями: использовать знания о дискретном строении вещества для объяснения свойств веществ в различных агрегатных состояниях.

3. Механическое движение и взаимодействие тел

Механическое движение. Относительность покоя и движения. Траектория. Путь. Единицы пути.

Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Единицы скорости. Графики пути и скорости при равномерном прямолинейном движении.

Неравномерное движение. Средняя скорость.

Взаимодействие тел и изменение скорости. Инерция. Сила.

Масса тела. Единицы массы. Плотность вещества. Единицы плотности.

Явление тяготения. Сила тяжести. "Измерение массы тела.

Деформация. Деформирующая сила и сила упругости. Вес тела. Невесомость. Единица силы. Измерение силы. Динамометр.

Сложение сил. Равнодействующая сила. Определение равнодействующей сил, направленных по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение качения.

Фронтальные лабораторные работы

6. Изучение неравномерного движения.

7. Определение плотности вещества.

8. Градуировка пружины динамометра

9. Изучение силы трения.

Экспериментальные исследования

(Условия проведения экспериментальных исследований (на уроке, факультативных занятиях, курсах по выбору) определяются преподавателем физики.)

1. Измерение массы тела на рычажных весах.

2. Определение средней плотности тела и вещества.

Демонстрации, опыты, компьютерное моделирование

1. Относительность движения.

2. Приборы для измерения времени: секундомер, метроном, песочные часы и др.

3. Равномерное движение.

4. Неравномерное движение.

5. Взаимодействие тел.

6. Деформация различных тел.

7. Тела одинакового объема и разной массы и одинаковой массы и разного объема.

8. Измерение массы тела на рычажных весах.

9. Способы измерения плотности вещества.

10. Опыты по действию и противодействию.

11. Измерение силы различными динамометрами. ,

12. Равнодействующая сил, направленных по одной прямой.

13. Трение при скольжении тела по различным поверхностям.

14. Измерение силы трения покоя и силы трения скольжения.

15. Трение качения.

16. Опыты по изменению силы трения.

17. Шариковые и роликовые подшипники.

18. Компьютерные анимации «Физика-7».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения учебного материала учащийся должен иметь представление:

♦ о физических моделях: материальная точка, тело;

♦ об относительности покоя и движения;

знать и понимать:

♦ смысл физических понятий: траектория, путь, скорость, , средняя скорость, сила (тяжести, упругости, трения), вес, масса, плотность;

уметь:

♦ описывать равномерное прямолинейное движение;

владеть:

♦ экспериментальными умениями: с помощью измерительных приборов (часы, весы, динамометры) определять промежутки времени, массу, силу, плотность вещества, силу трения покоя и скольжения; выражать результаты измерений в единицах СИ;

♦ практическими умениями: представлять в выбранном масштабе силу, ее направление и точку приложения; находить равнодействующую сил; решать качественные, расчетные и графические задачи на определение изучаемых величин с использованием формул: скорости, средней скорости, плотности, связи силы тяжести и массы; пользоваться таблицей плотностей.

4. Давление

Давление. Единицы давления.

Давление газа. Зависимость давления газа от его объема и температуры.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы, водопровод, гидравлические машины: гидравлический пресс, гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Единицы давления. Барометры. Манометры. Изменение атмосферного давления с высотой. Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека.

Экспериментальные исследования

3. Исследование зависимости высоты уровня свободной поверхности жидкости от ее плотности в сообщающихся сосудах.

4. Изучение зависимости гидростатического давления от глубины погружения в жидкость.

Демонстрации, опыты, компьютерное моделирование

1. Зависимость давления твердого тела от силы давления и площади опоры.

2. Давление воздуха в резиновом шаре.

3. Зависимость давления газа от его объема и температуры.

4. Передача внешнего давления жидкостями и газами.

5. Устройство и действие гидравлических пресса, тормоза.

6. Зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от глубины.

7. Сообщающиеся сосуды. Водопровод. Шлюзы.

8. Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления.

9. Устройство и действие насоса.

10. Барометры и манометры.

11. Компьютерные анимации «Физика-7».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения учебного материала учащийся должен иметь представление:

♦ о принципах работы и применении технических устройств и приборов, в которых используется закон Паскаля: сообщающихся сосудов, шлюзов, водопровода, гидравлического пресса, гидравлического тормоза, насоса, барометров, манометров;

♦ о влиянии изменения атмосферного давления на самочувствие человека;

знать и понимать:

♦ смысл физических понятий: сила давления, давление, гидростатическое и атмосферное давление;

♦ смысл закона Паскаля;

уметь:

♦ описывать и объяснять физические явления: передачу давления жидкостями и газами;

владеть:

♦ экспериментальными умениями: использовать физические приборы (барометры и манометры — жидкостный и металлический) для измерения давления; выражать результаты измерений в единицах СИ и миллиметрах ртутного столба;

♦ практическими умениями: решать качественные, количественные и графические задачи с использованием формул: давления, гидростатического давления; качественные задачи на применение закона Паскаля.


Выложил alsak
Опубликовано 01.08.08
Просмотров 8007
Рубрика Программы по физике
Тема Без тем