Голубев В.А. Урок-зачет «В гостях у Снежной королевы» по теме «Тепловые явления» (VIII класс)

Голубев В.А. Урок-зачет «В гостях у Снежной королевы» по теме «Тепловые явления» (VIII класс) // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2001. – № 2. – С.31-35.

Цель урока-зачета: проверить усвоение теоретических знаний по какой-то одной или нескольким темам. Его можно провести в игровой форме: рассказать учащимся какую-нибудь историю или сказку. При этом учащиеся не только слушают, но и, отвечая на вопросы письменно, помогают герою сказки легко и быстро решать возникающие проблемы. Таким образом, и зачет сдан, и учащимся не скучно на уроке. Предлагаю вашему вниманию урок-зачет в VIII классе по теме «Тепловые явления». Зачет проводится до введения четырех формул для расчета количества теплоты и рассчитан на среднего ученика обычной общеобразовательной школы. Предлагается 8 заданий по 2-3 вопроса в каждом. Чтобы разнообразить деятельность учащихся, в урок вводится игровой момент – отгадывание несложных загадок. Это снижает напряженность урока и дает учащимся небольшую разрядку перед более сложными вопросами. После введения формул проводятся уроки решения задач и контрольная работа в конце темы.

Урок начинается с пересказывания учителем сказки:

«Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. Расположена она далеко на севере, там, где находится Северный ледовитый океан. Правит этой страной Снежная королева. Это злая, хитрая и холодная женщина. От ее ледяного дыхания замерзают реки и озера. По ее приказу на .-землю обрушиваются снегопады и снежные бури, которые наметают непроходимые сугробы. Если Снежная королева дотронется до человека, то его сердце замерзает, он становится злым, и тогда Снежная королева забирает его в свое царство льда и снега.

И вот однажды, пролетая на своей колеснице по черному небу, Снежная королева увидела одиноко идущего по зимней улице мальчика. «Это хорошо, что он один, – подумала Снежная королева. – Если он не справится с моим заданием, то никто не сможет ему помочь». Колесница, запряженная белыми резвыми лошадьми, замерла возле испуганного мальчика.

– Как тебя зовут мальчик? – спросила Снежная королева. – И знаешь ли ты физику тепловых явлений?

– Меня зовут Кай, – ответил мальчик. – У меня есть сестра Герда. А физику я не знаю, так как убегаю с уроков.

– Какой славный мальчик, – промолвила Снежная королева. – Ответь на мой вопрос: «Как называется по-другому процесс замерзания жидкого вещества?»

– Не знаю, — ответил мальчик.

(Помогите Каю ответить на вопрос. Ответ: кристаллизация.)

Посадила Снежная королева мальчика в колесницу и умчала в свое царство.

В это время Герда, сестра мальчика, сидела дома и задумчиво смотрела в окно. Она думала над следующими вопросами:

1) Почему зимой замерзают окна?

2) Почему зимой появляется иней на деревьях?

(Помогите Герде ответить на вопросы.)

И тут она услышала стук в окно. Сквозь замерзшее стекло Герда увидела воробья. Но был он какой-то странный: взъерошенный, перья торчали дыбом. «Наверное, на улице сильный мороз», – подумала девочка.

(Помогите Герде разобраться в этом вопросе, а заодно ответьте на следующие вопросы:

1) Почему, глядя на взъерошенного воробья, девочка решила, что на улице сильный мороз?

2) Почему зимой птицы взъерошены?

3) Северные олени в самую суровую стужу не мерзнут. Почему?)

(Ответ: потому что между перьями (ворсинками шерсти) находится воздух, который не проводит теплоту и не дает замерзнуть птицам и оленям.)

Девочка открыла окно и впустила воробья в комнату. «Спасай своего брата Кая, его увезла на север Снежная королева, – прочирикал воробей. – Быстрее одевайся, и я покажу тебе дорогу». Стала Герда одеваться, да призадумалась:

1) Что лучше надеть: двое простых носков или одни шерстяные? Почему?

2) Что лучше сохраняет тепло: пальто или шуба? Почему?

(Помогите девочке решить эти проблемы.)

Оделась Герда и пошла за воробьем в северном направлении. Долго ли, коротко ли шла, но дошла она до владений Снежной королевы. Увидели ее охранники, сообщили Снежной королеве. Решила она заморозить девочку, напустила вьюгу снежную, морозы трескучие. Но не сдается Герда, упорно идет к своей цели. Решила тогда Снежная королева хитростью погубить девочку.

Привела она Герду в подземную пещеру. Посреди пещеры плещется озеро со студеной водой, стены пещеры сделаны изо льда. А воздух такой холодный, что у Герды изо рта пар идет. Зябко Герде, а Снежная королева усмехается и говорит: «Покажу я тебе дорогу из пещеры в мой дворец только тогда, когда выполнишь мое задание. А не выполнишь – навсегда здесь останешься. Вот мое задание: опиши свойства твердых, жидких и газообразных веществ и схематически изобрази взаимное расположение молекул этих веществ».

Задумалась Герда.

(Ребята, помогите ей выполнить задание: вариант 1 – твердые, вариант 2 – жидкие, – вариант 3 – газообразные вещества.)

Справилась Герда с этим заданием, а Снежная королева ей новое готовит:

1) Объясните, как образуются ветры.

2) Как образуются бризы? (Бризы – местные ветры, дующие днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.)

3) Почему реки и озера медленнее нагреваются солнечными лучами, чем суша?

Выполнила девочка и это задание.

«Вот тебе волшебный конверт, – говорит Снежная королева. – Отгадай: что в нем? Прослушай загадки и отгадай их».

1)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

2)

Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поет да свищет.

(Ветер.)

3)

Лежало одеяло
Мягкое, белое,
Солнце припекло –
Одеяло потекло.

(Снег.)

«Какая умная девочка», – подумала Снежная королева, а вслух произнесла: «Гадкая девчонка, ты слишком легко справляешься с моими заданиями. Но сможешь ли ты ответить на эти вопросы?»

Вопросы:

1) Чем объяснить, что в начале зимы при замерзании реки вблизи нее бывает теплее?

(Ответ: вода кристаллизуется, замерзая, при этом выделяется некоторое количество теплоты.)

2) Чем объяснить, что весной во время ледохода вблизи реки всегда бывает холоднее?

(Ответ: лед плавится, при этом из окружающего воздуха поглощается некоторое количество теплоты.)

3) Как объяснить следующее явление: повышение температуры воздуха при снегопаде?

(Ответ: смотри ответ для вопроса 1.)

Справилась Герда с заданием, Снежная королева от ненависти вся побагровела, температура ее тела стала повышаться и она начала ... таять. Поняла Снежная королева свою ошибку и решила ее исправить. Задала она последнее задание.

1) Воздух и вода — плохие проводники теплоты. Чем же объяснить, что горячие тела в холодной воде и на воздухе охлаждаются?

2) В процессе охлаждения в воде нагретых до высокой температуры деталей вокруг них часто образуется паровая оболочка. Объясните, почему паровая оболочка задерживает охлаждение деталей.

3) Для охлаждения нагреваемых при работе инструментов (резцов, сверл) часто используют воду. Чем объяснить этот выбор?

Выполнила Герда это задание и поняла, что она победила: Снежная королева растаяла. А вместе с ней и дворец, и все, что было заморожено ледяным дыханием Королевы. Оттаяло сердце и у Кая – брата Герды. Прибежал он к сестре, обнял и спросил: «Как ты смогла победить злую и опытную колдунью?» – «Я хорошо учила физику и своими знаниями смогла победить Снежную королеву», – гордо сказала Герда. – «Я больше не буду прогуливать уроки физики», – пообещал Кай. К ним подошли северные олени, мальчик с девочкой сели на них и поехали домой.

Вот и сказке конец. Кто слушал – молодец!

Выложил alsak
Опубликовано 02.06.08
Просмотров 12559
Рубрика Уроки по физике
Тема Термодинамика